Думаю, сам бы я не додумался обо всём этом писать.

     На днях мне позвонил Станислав Грязин и предложил записать видеоматериал о наших выступлениях в Прибалтике. Не о эмоциях и машинах, а о структуре и нюансах. Как ездить систематически выступать в Эстонию (Литву, Латвию – всё одно) с небольшим бюджетом или как это сделать один раз, но чтоб запомнить. Стас посчитал, что это будет много кому интересно.
Сим подтверждаю, что идея не моя.

     В процессе записи видео, я понял, что информации у меня намного больше, чем умещается в смотрибельное видео. Так что я создал текстовый материал, куда поместил всё, что вспомнил. Публикую его раньше видео, так как конец ноября, время публикации спортивных календарей – самое то определятся с планами на 2018. И если хотя бы одному экипажу в нашей стране, этот материал поможет, я буду искренне рад, поэтому не могу позволить себе «выдерживать» текст.

     Итак, начинаем. Предупреждаю – LONGREAD!

     Ралли в Прибалтике. От выезда с палаткой до полной серии с небольшим бюджетом и разными задачами.

     Итак, начинаем.
 

 

     1. Главное – решить, зачем вы поедете. От цели зависит всё – траты, выбор самого гоночного мероприятия, выбор типа лицензии, объём ЗИПа с собой и миллион мелочей.
     Я сам прошёл тут 3 «стадии».
     Первая – разовый выезд «за атмосферой и дорогами» (300 Lakes&Saaremaa 2014)
     Вторая – дешёвая и простая микросерия Lada Classic CUP 2015
     Третья форма инфекции – участие в полноценном чемпионате Эстонии (2016,2017)

 

Rally Utena 2015

 

     Выбор обусловлен только вашими целями и возможностями. В моём случае всё само по себе складывалось правильно. Я не сразу заявился в Эстонский чемпионат «с наскока», а принял осознанное решение, когда уже представлял себе особенности местных гонок, их структуру, да и большинство участников.

     Выбрали? Переходим к следующему пункту.
     2. Цена поездки. В случае, если вы выбрали вариант 1 (разовый выезд), а если вы это читаете, наверняка вы выбрали именно его, я искренне вам советую попробовать для расчёта стоимости первой поездки применять формулу – руб./боевой километр, а не просто прикинуть сколько будет стоить «дунуть» туда. Я в первые свои выезды таким образом определял «полезность» гонки. То есть, если кубковый выезд с дистанцией в 80 боевых километров мне обходился в Х рублей, а на «300 озёр» выехать стоит 1,2Х, при том, что там 140 км дистанции, ясно, что полезнее съездить на 300 озёр в Литву. А в пересчёте на «натуру» ещё и дешевле. Конечно, если вы не Петербуржец или Пскович территориально, то сама стоимость выезда будет всё равно дороже домашней гонки, так что всё, что написано выше – хорошие и стройные отговорки для сделки с совестью и кошельком. Но, они работают. Дёшево съездить погонять можно. Как?
     • Выбрать гонку с максимальной дистанцией в Литве, Латвии, Эстонии, узнать про неё как можно больше. Подходите к выбору обстоятельно, я с удовольствием помогу вам в этом, потому что там тоже бывают слабые гонки и тоже в наличии плохие дороги.
     • Брать всё, буквально всё, с собой. Как говорил мой тренер по картингу «от гондона до батона». (Не забываем, мы вроде как приехали все на один раз). К примеру, мы в 2014-2015 годах даже продукты все везли с собой, покупали в Белоруссии (до сих пор скидка в «Ганне» осталась) для того, чтобы там за евро совсем ничего не покупать. Схема хорошая, работает и нисколько не стыдно. Только помните, что молочку и мясо ввозить нельзя. Но запреты заставы укладывают на лопатки акции в Rimi и Selver с дешёвыми сосисками *))
     • Отличный вариант для Жигулистов – серия ралли Дзинтарса Каулкальнса «Lada Classic Cup». Она проходит на базе Латвийских и Литовских гонок, стартовые очень гуманные (в 2014 году стартовый был НОЛЬ Евро!). Гонки, как правило, интересные, советую. Сам я больше не поеду, но для первого знакомства с Прибалтиками – самое оно.

 

Lada VFTS Cup 2014 — было очень атмосферно!


     • Главная хитрость, которую я не должен бы предавать огласке. Стартовый взнос. Я до сих пор (когда бюджет не сильно клеится) пользуюсь этим инструментом и заранее пишу организаторам гонки с просьбой уменьшить стартовый взнос (В Эстонии нынче 400 Евро, в 2018 – 450). Иногда срабатывает. Но только тсссс!
     3. Техтребования (к чему готовить бричку).
     В целом – не стоит бояться, и если ваша машина без замечаний проходит ТИ в Кубке России – дальше можете не читать. Хотя, нет – читайте.
     Основной объект внимания техкомов – элементы безопасности автомобиля и экипажа. У меня в том году со стоматологическим зеркальцем техкомы нашли непровар в поперечинах сидений. Машине 7 лет на минуточку, а я знать не знал, но я им благодарен, сразу по приезду всё переделал. Своими глазами видел, как на ралли «Таллинн» финский экипаж на Эво попросили снять сиденье и показать техкому на предмет целостности его (сиденья) силовой структуры. Никто не ругается – сняли, показали – всё в порядке. НО! На финале этого года стеллаж с забракованной экипировкой был огромный и состоял из трёх полок. Смотрят внимательно всё – перчатки, комбезы (так же на каждой гонке проверяют наличие прямо на трассе), ХАНСЫ и шлемы так вообще чуть не под микроскопом. Так вот, если техком вещь из экипировки забраковал – её ЗАБИРАЮТ до конца гонки. Найдёшь новую, не переломишься, а серийный номер старой заносят в «чёрный список». Тут строго, и это очень правильно, «на шарик» или в чужых носках не проедешь.
     Особенность – в Эстонии мягкие накладки на каркас могут быть из чего угодно (сантехническая изоляция), а у нас – только FIA. Так же, в 2016 году меня техком попросил съездить купить новый руль до старта – старый имел небольшой люфт по спицам. Я купил. 250 Евро! Дома надо было думать.

 

 

     В целом – требования чуть более свободные, чем у нас (речь про национальный монопривод), так скажем конструировать можно больше. В 2016 году я гордо показываю техкому сертификат на свои передние рычаги, что, мол, они у меня “road-legal”, одобрены всеми на свете НАМИ, а он посмотрел, посмотрел бумажки – отдал обратно. Сказал: «Мне всё равно, тебе же на этих рычагах ехать. Если они плохие – ты не доедешь». Я убрал писульки и всё понял. В моноприводных классах нет ограничений по дросселям, секвенталкам и переносу осей артикуляции подвески, как в России. На выбор класса влияет только объём мотора. Я не могу объективно судить о Латвийских и Литовских ТТ, я ездил там только в Lada Classic Cup, где условно «можно всё», но думаю, что они не сильно отличаются от эстонских.

 

 

     Шум. На ТИ всегда меряют шум, он должен быть не больше 103 dB. Иначе – штраф что-то в районе 200 Евро. У меня был в 2014 году эпизод с превышением громкости и скупкой стальных мочалок во всех сельмагах острова с последующей срочной набивкой «банки». Теперь я меняю набивку или глушитель после каждого сезона и у меня всегда 97 dB.

 

Макс вваривает мочалки в глушитель. 2014


     4. Граница. Думаю, самый волнующий вопрос.
     Среднее время пересечения в одну сторону 40 минут. Бывало от 15 мин до 5 часов. Обязательно вам нужно с собой иметь Зелёные карты (аналог ОСАГО, делается перед границей в любом из ларьков – цены одинаковые) на всю технику (тягач, спортивная, прицеп), стоит это в данный момент около 5000р. за всё и обязательно Диагностические карты – европейцы спрашивают и могут не пустить.
     Если у вас есть паспорт и виза, то самый деликатный вопрос – таможенное оформление. Рекомендую вам все таможенные документы делать дома, иначе если вы приедете на погранпереход и начнёте спрашивать таможенников как тут что заполнять – запаситесь чаем и питанием – вы тут на несколько часов. Тут нужно действовать решительно, но аккуратно. В первые наши поездки в 2014-2015 мы ездили вообще без всяких деклараций, просто как туристы с машиной. В целом – проблем не было, вся граница – двадцать минут. Но однажды, таможня при выезде нам напомнила, что все неделимые товары весом выше 30 кг должны быть задекларированы при въезде. Мы положили на весы запасную коробку – 29,5 кг. Повезло. Нас отпустили, но наглядно очень дружелюбно разъяснили, что всё-таки весь наш ЗИП надо декларировать. Делается это просто, документ «Пассажирская таможенная декларация» (легко ищется в интернете) заполняется в двух экземплярах на въезд и выезд. В нём вы описываете ТОЛЬКО БОЛЬШИЕ ВЕЩИ, не надо детализировать свой скарб до трусов и носков. Только, условно, то, что трудновато поднять одному. В моём случае это – бензогенератор, домкрат, коробка (если есть с собой), палатка и освещение. Остальное не пишу, иначе декларация, в которой 20 товаров выглядит подозрительно «пухлой» и тут может начаться «юридическая вибрация» то есть в вас могут заподозрить «Спортсмена»!

 

 

     Оформляясь по декларации, де-юре, вы – турист и все эти вещи вам нужны для личного пользования.
Если вы на таможне ударили в грудь кулаком и сказали, я – спортсмен и защищаю честь страны, то тут возможны нюансы. Есть такое решение комиссии Таможенного Союза №263 от 20.05.2010. (С этой таможней я стал немножко юристом), где написано, что «товары, предназначенные для проведения соревнований и тренировок попадают под специальную таможенную процедуру с предоставлением перечня». Не бойтесь – платить не надо, но, по букве закона – если вы – спортсмен – по декларации не проехать.

     Один раз в 2016 году на этот нюанс мы попались, широко развесив уши. Кричали о спортивной чести страны, богатом наследии Жигулей – не помогло – оформляйтесь через перечень. Что это? Примерно – та же самая декларация, только помноженная на пять. Для всех товаров надо будет найти коды ОКВЭД (никогда не забуду!), всё заполнить, сотрудник таможни всё сфотографирует, составит акт осмотра и отпустит восвояси, обратно то же самое. Вроде ничего, можно подготовиться дома, но оформление через перечень происходит через грузовые коридоры со всеми вытекающими. Конечно, вас не заставят вернуться в конец очереди грузовиков (а если развесите уши – заставят), но время вы потеряете больше намного. Поэтому, советую, аккуратно и правильно заполнив декларацию, помалкивать о спорте на таможне и спокойно ехать. Когда меня спрашивают – говорю, что еду на слёт почитателей старой техники. Не спрашивают – молчу. 99 из 100 таможенников всё прекрасно понимают, они ведь люди ничуть не хуже нас, и им проще и быстрее провести нас как туристов. Но на 1 случай из 100 будьте готовы сказать – пишите письменный отказ в принятии декларации с указанием причин. В нашей истории были и конфликты, было и «Вы больше никогда тут не проедете!». Но мы продолжаем ездить и остаёмся аккуратными и настойчивыми.

     Я не считаю, что мы нарушаем тут закон. Мы едем на машине с документами, на прицепе с документами везём машину с легальными дорожными документами (если вы едете на автокросс и у вас в руках только спорт. Паспорт – перечня не избежать, это – спорт инвентарь). И всё, что мы везём – нужно лично нам для нашего личного автомобиля. Неужели, домкрат –это обязательно спортинвентарь, или тент от дождя? Ни один таможенник не напишет вам отказ, посчитав, что ваш бензогенератор – спортинвентарь. Так же, пункт 4 статьи 351 Таможенного союза определяет «транспортное средство для личного пользования – авто-, мототранспортное средство, прицеп, водное или воздушное судно вместе с запасными частями к нему и его обычными принадлежностями»

     (ВМЕСТЕ С ЗАПАСНЫМИ ЧАСТЯМИ К НЕМУ!) КАРЛ!

     Бояться не стоит, просто нужно всегда быть готовым.
     Никаким образом декларировать спортивный автомобиль не надо – у него есть дорожные документы и он выезжает из РФ как обычный автомобиль. Сгружать с прицепа не надо.

 

 

     Как вы уже догадались, все эти нюансы – с нашей стороны. Со стороны ЕС – всё очень быстро, 15 мин, только посмотрят бумаги и VIN номера. Никакие декларации никого не интересуют. Только спросят, сколько топлива для вечеринки вы купили в DUTYFREE.

     Если же вас «зацепило» сильно, как меня, то есть ещё вот такой метод.
     Когда я сообразил, что я еду весь сезон (семь гонок) и зип, вообщем-то, вожу всегда один и тот же, я понял, почему бы не ввести всё один раз в начале сезона по декларации и не вывести в конце после финала? Это была отличная идея. Я укомплектовал ЗИП так, что без проблем после гонки мог его оставить в Эстонии и забрать перед следующей. Это суперудобно – у друзей в Тарту или Выру (первый город после границы) я после гонки оставляю буквально всё вплоть до бензогенератора и даже колёс, годных для следующей гонки (Зачем мне их вести 2000 км в одну сторону чтобы через три недели привести обратно?). Через границу еду на пустой Тундре с прицепом и Жигулями, соответственно прохожу за 10 минут без всяких деклараций. Еду на гонку – так же прохожу границу за 10 минут без деклараций и так далее. То есть я, условно, ввёз весь ЗИП в январе, вывез в октябре по одной и той же декларации.

     Так можно, испытано в этом году. В моём случае, пришлось купить полный дублирующий комплект разного инструмента для работы дома, но это – дело житейское.

     Так же, для «заболевших» сильно всегда есть вариант между гонками оставить исправную спортивную машину в Эстонии. Однажды, в 2016 году я этим воспользовался и оставлял Жигули вместе с прицепом у друзей в Отепяя, предварительно потратив день на регламентные работы и ревизию после гонки. То же очень удобно ехать домой налегке.

 

 

     Вывод из всего абзаца «о границе» — вы можете ехать «туристами», если вы – маленькая команда, как мы. Большим ребятам с грузовиками и моторхоумами оформления через перечень не избежать. А теперь можете спросить, к примеру, Станислава Грязина, что такое приехать для них на RMS в Москву и сколько времени занимает граница.

     5. ДжиПиЭс GPS. На всех ралли в Прибалтике применяется система GPS-контроля. Представляет из себя коробку с проводом и двумя кнопками на пульте. Потрясающее изобретение, позволяющее организаторам вообще не иметь судей, следящих за ознакомлением (нет даже такого документа, как «карта ознакомления»), всегда в режиме он-лайн видеть где находится какой экипаж, а так же в связи с этим очень некисло стричь денежку с нарушителей режима ралли или дорожных правил. Эту штуку надо иметь с собой в машине ознакомления, а после переставить в спортивную. На ознакомлении надо строжайшим образом соблюдать скоростной режим, то есть где 30 – там реально 30. Ни в коем случае не пользоваться разными срезками, и тем более (даже 100 метров нельзя) не двигаться против направления ознакомления. Перед стартом вывешивают «Ведомость штрафов», где первая цифра (лидер), как правило «наездил на» 1500-2500 Евро. Не заплатишь – не поедешь. Могут и лицензию отобрать.

 

Стенограмма Эстонцев на грузовике


     Я лишь однажды получил свои 100 Евро за лишний проезд городского СУ на ознакомлении ралли «Таллинн». Если во время гонки вы встали на СУ, то в течение 30 секунд должны нажать на зелёную кнопку, если всё в порядке, на красную – если вам нужна помощь – СУ тут же остановят и вышлют скорую помощь. Если экипаж ничего не нажимает и не поднимает трубки – спецучасток останавливают. Так же, в этой штуке есть G-sensor. То есть если чувак в штабе видит, что у вас была скорость 180, а в следующую секунду 0, то вам без промедления вышлют подмогу, по данным с датчика ускорения будет видно, какую вы испытали перегрузку. А если видно, что останавливались вы в обычном порядке (или через кусты), то с вами сначала свяжутся. Вообщем – штука очень полезная и предназначена не только для обезжиривания кошельков участников. В любой момент можно на спец. сайте поглядеть где кто живёт и внезапно нагрянуть с пивом! Так же, на Сааремаа, я на этом сайте смотрел, что перед стартом, машина Тянака ещё находится на базе в то время, когда мы все уже были на первом КВ. Очень удобно.

     6. Бензин.
     Думаю, не секрет ни для кого, что обычный бензин на заправках в ЕС примерно в два раза дороже нашего. Конечно, предпочтителен экономичный тягач. В моём случае, тягач экономичный. У меня Тундра (да, да – 5.7 V8),

 

 

     но она кушает газ (поставил именно для продолжительных поездок за рубеж). Я заправляю перед границей полные баки (100 бензина и 200 газа), и, бывают такие гонки (близко от границы), когда мне всего этого хватает на все перемещения, ознакомление и прочее. То есть после гонки мы вьезжаем обратно в страну ещё на русском топливе. Трюк для экономных. А газ в ЕС стоит ровно, как у нас бензин, так что выжить можно и не остаться без штанов.

     Спортивное топливо. Начну с того, что «там» доступны Panta и Carless (может ещё что-то). Стоит от 4 Евро/литр. Для меня это многовато и вот как я решил эту проблему. В России я езжу на 100 бензине VP/SF. Но мотор я настроил так, что он отлично работает и на хорошем 98 бензине, то есть я взял запас по углам зажигания. Таким образом, я в России перед поездкой заправляю полный бак сотого в Жигули, беру с собой в канистре законные для таможни 10 литров сотого в канистре (иногда и пятнадцать!), а остальное покупаю там на заправках 98. Лучший бензин в Эстонии – заправки Alexela.

 

 

     Важный момент — в Эстонии в зонах заправки можно заправлять спортивный автомобиль только из алюминиевой или стальной тары. Пластик нельзя.
     Думаю, не стоит пытаться взять с собой бензин и каким-то образом его растамаживать/декларировать и прочее, не морочьте сами себе голову. Лучше тогда купите там Panta и сами от себя отстаньте с еврейскими закидонами. Так же – не стоит играть в контрабандистов и прятать бензин. Штраф будет такой, что вся экономия на пять сезонов вперёд перестанет быть экономически обоснованной. Так же, многие «национальные» эстонцы ездят на немецком сотом бензине с тамошних заправок, но это «высший пилотаж», скорее только для местных.

     "Высший" пилотаж на моих глазах однажды исполнил Женька Сорокин, когда выезжал на Rally Utena 2015. Женька дома заправил полный бак в Жигулях и в багажник Жиги привязал грузовыми стяжками бак от Mitsubishi L200 литров на 80. Естественно, тоже полный, накинул какие-то шланги, которые куда-то шли.

     Таможенник:
     -А это что?
     Женёк:
     -Бак!
     Таможенник:
     -А это?
     -Тоже бак, жрёт же много!
     -А у вас так можно?
     Женёк:
     -Понятно можно!

     Так Женька сэкономил 80 литров бензика )
    

     7. Жильё.
     Это простой вопрос, на вкус и кошелёк. Стоимость услуги от нуля за палатку у озера (мне такие случаи известны) до полной стоимости моей гонки «под ключ» за пару ночей в спа-отеле острова Сааремаа. Важно лишь бронировать сильно заранее, иначе останетесь наедине с выбором далеко/дорого. Если вы всё же решились на многократное вторжение, то советую обрастать связями. К примеру, я уже на половине гонок в сезоне не бронирую жильё – достаточно одной СМС и нас уже ждут, естественно, цена лучше букинга.

 

Такое жильё в Хаапсалу на четверых стоит в сутки примерно как номер на двоих в Кирове


     8. Покрышки.
     В случае, если выехать один раз – проще ехать на своём. И меньше вопросов на таможне и потратите меньше средств. Купить всегда можно там прямо на гонках, покупать там дешевле. Если у нас 185 R15 стоит 15-17 000 рублей, то там примерно 190 Евро, а это около 14000 рублей. Так же, в Эстонии можно купить не представленные у нас бренды Dmack и MRF но это для тонких ценителей. Так же, в моей практике случались шинные удачи: в 2015 году Гиртс мне предложил много колёс К4 175/70R15 по очень сладкой цене, такой, как будто Евро и не вырастал в два раза.

 

 

     Я купил 22 штуки сразу и постепенно выбирал их все. За сезон выбрал. Мне проще покупать там – нюанс с границей – много вывезти не дадут даже с декларацией. Поэтому я оставляю там новые и пригодные для гонок колёса, вывожу домой машину на изношенных, постепенно замещая колёса новыми и перемещая все накопленные домой.

     9. Конкуренция.
     На гонках в Эстонии надо быть готовым к тому, что вас поставят на место, если вы не Лукас, не Воронов, не Мячин, не Ростилов. К примеру, я – не из их числа. И меня регулярно «ставили» эстонская молодёжь и финские дедушки. Для меня это-стимул, потому что борьба всегда чрезвычайно плотная, не прощающая ошибок от слова «совсем». Пример Saaremaa 2016 года. Ни одной грубой ошибки и прокола с нашей стороны за всю гонку – 7 место в классе. В России тоже хватает быстрых ребят, но их территориальная концентрация сильно ниже – вот и получается, что между экипажами на подиуме по две минуты.

     10. Лицензии экипажа. Снова всё зависит от ваших стратегических планов на сезон. Разово я рекомендую выехать по откреплению к обычной «Кубковой» лицензии «Д-национальный», оно стоит 1000 рублей на одного члена экипажа на один выезд, оформляется просто и быстро. Формально – наш дорогая и уважаемая РАФ разрешает вам один разик газануть там, где загнивает капитализъм :)))

     Так как я еду в основном «там», и мне лень каждый раз оформлять открепление, у меня лицензия “D-national” (пластиковая), она стоит 5000 рублей, НО! Для её получения недостаточно обычной мед. справки 73-й формы, тут нужна справка от спортивного мед. учреждения о прохождении УМО (углублённого медицинского осмотра), как для спортсменов «высших достижений». У меня в городе такой комплекс процедур стоит примерно 5000 р., что, кстати, ставит под сомнение экономическую целесообразность такой лицензии по сравнению с «вечными откреплениями», но я УМО «уважаю» и отношу это скорее как к диагностике здоровья и заботе об организме. (Там придётся поприседать и покрутить педали тренажёра, а так же кровь, ЭХО сердца, флюорография и прочее)))

     11. Последний пункт, кстати, он легко может быть главным. (Я искренне удивлён, что вы смогли дочитать)

     Атмосфера и путешествия.

 

 

     К счастью, вся моя скромная спортивная программа не становится для меня рутиной, ежедневно выполняемыми операциями. Каждая поездка – маленькое волнительное путешествие со всеми вытекающими. Нет-нет, а посетишь какой-нибудь музейчик (кстати, Морской музей Таллина, по-моему, обязателен к посещению). Памятные места, монументы, озёра, природа – всё это меня интересует, как туриста. При всей моей сложной, но большой любви к Асбесту (11 гонок – 9 сходов), поездка туда – это для меня техническая командировка с определенной спортивной задачей, а если я еду в Тарту, то я ещё немножко путешествую.

     Я выражаю большое уважение с поклоном (с удовольствием исполню при встрече) тем двум (максимум трём) людям, которые смогли прочесть это до конца. И я искренне надеюсь, что именно с вами мы встретимся на эстонских дорогах в раллийном сезоне 2018 года.
     (В моём случае вопрос принципиально решённый).

     Обнимаю, Байков.

     P.S. Сухие цифры для понимания
     «Грязная» стоимость моего полного сезона 2017 года – 2 200 000 руб. Много? Не мало. Пользуясь случаем, благодарю дружественные компании, что меня поддерживают. "Движение-автомасла" и весь холдинг "Движение". Хотя, тех экипажей, кто хоть раз проехал целиком Кубок или тем более Чемпионат, такая сумма не удивит. И она реально «грязная», тут и заработная плата Иваныча (механика), тут и обновление инструментария, тут колёса (малая часть которых до сих пор новая), тут и не Эстонские гонки («Малахит» и RMS), тут и не прекращающаяся перестройка машины. Грубо говоря, чемпионами в этом году мы стали, потратив столько денег.
     Такое же точно «сальдо» в 2016 году составило 1 130 000 руб. Разница в том, что в 2016 я всё делал сам, все работы с машиной, так же, в 2016 году я купил в на 60% меньше новой резины чем нынче.
Не мне вам рассказывать, что можно ехать ещё намного дешевле, но планировать полноценный сезон в Прибалтике с задачами как минимум «в тройке» (речь о классе 1600), не подразумевая 1 000 000 руб. трудновато.

     Хотя и на любой миллион есть миллион разных «если».

     P.P.S. (раз пошла такая пьянка). Никто не мешает вам сообразить микродоход при поездках за рубеж. Так как моя стезя — Жигули, чаяния публики мне знакомы и Жигулистам за рубежом всегда что-то нужно. Иными словами, то, что у нас "валяется под ногами", у них надо заказывать и ждать. Пользуйтесь.
     К примеру, я в 2014 — 2016 годах почти на каждую эстонскую гонку возил из России чайковские (ГАЗ 13,14) карбюраторы и трамблёры с правительственныз ЗИЛов. Смех? Не спорю. Но спрос сам нашёл предложение — ребята с ГАЗонов подошли и сказали, что им нужно позарез. Как результат деятельности нашей техноартели с контрабандным уклоном — за полтора года мы привезли в Эстонию более 20 карбюраторов : ))) Естественно, немножко прикурили, как правило жильё с дохода окупалось. Этот трюк можете не повторять — рынок теперь перенасыщен, карбисы у нас уже никто не берёт.

 

 

 

 

 

Автор: Клим Байков   Первоисточник статьи: https://www.drive2.ru/l/488871183207367437/

 

 

 

 

 

 

Ралли в Прибалтике. Пошаговая инструкция от палатки у озера до полноценного сезона.

Saaremaa 2017. Жигули-чемпионы Эстонии 2017 года. Так же много об удаче!

Гнутый Вольвомост, гаражный инжиниринг, RIGID и чтение книг.

WRC-Maxi спецификация не за горами. Новые тормоза

Первый эстонский подиум 2017. Ралли Южная Эстония

Rally Tartu 2017. Тартусский Гамбит

Большой ремонт в середине сезона

Ралли "Западная Эстония 2017". Laane-Eesti.

Rally Harju 2017. "Парень задушевный – разрывными стреляет"

Техника молодёжи 2017.

Rally Masters Show 2017 Четыре победы и секвенталка

Ралли "Малахит 2017". Лукас и спойлер.

Ралли "Aluksne 2017". Жмём Сольбергу руку.

Ралли "Вятка-2017". Дома нам нравится.

Межсезонье 2016-2017. Вятский стиль.

Saaremaa 2016. Бронзовые чемпионы Эстонии.

Ралли Тарту 2016. Кратко о вступлении в клуб "ГГ" и анонс финала сезона.

Ралли "Таллин 2016". Рука Гардемайстера.

Ралли Южная Эстония. Сумпо!

Ралли "Западная Эстония" - наш первый подиум на Эстонской земле или польза минусов!

Rally Harju 2016. Победа Панталона!

Rally Kurzeme 2016. LADA Attack!

Rally Masters Show 2016, Резиновая наука!

Ралли "Барда-2016": испытываем Жигули в Перми.

Rally Saaremaa 2015. Жигули на острове.

Rally Elektrenai 2015. Итоги Литовского сезона.

300 Lakes Rally 2015: День Рождения дочки и ППР.

Как построить надёжные Жигули? Часть 2.

Как построить надёжные Жигули? Часть 1.

Rally Utena 2015: по старой схеме.

Московские Потешки, Rally Master Show - 2015