|
Думаю, сам бы я не додумался обо всём этом
писать.
На днях мне позвонил Станислав Грязин и предложил
записать видеоматериал о наших выступлениях в Прибалтике. Не о эмоциях и
машинах, а о структуре и нюансах. Как ездить систематически выступать в
Эстонию (Литву, Латвию – всё одно) с небольшим бюджетом или как это
сделать один раз, но чтоб запомнить. Стас посчитал, что это будет много
кому интересно.
Сим подтверждаю, что идея не моя.
В процессе записи видео, я понял, что информации у меня
намного больше, чем умещается в смотрибельное видео. Так что я создал
текстовый материал, куда поместил всё, что вспомнил. Публикую его раньше
видео, так как конец ноября, время публикации спортивных календарей –
самое то определятся с планами на 2018. И если хотя бы одному экипажу в
нашей стране, этот материал поможет, я буду искренне рад, поэтому не
могу позволить себе «выдерживать» текст.
Итак, начинаем. Предупреждаю – LONGREAD!
Ралли в Прибалтике. От выезда с палаткой до полной
серии с небольшим бюджетом и разными задачами.
Итак, начинаем.
1. Главное – решить, зачем вы поедете. От цели
зависит всё – траты, выбор самого гоночного мероприятия, выбор типа
лицензии, объём ЗИПа с собой и миллион мелочей.
Я сам прошёл тут 3 «стадии».
Первая – разовый выезд «за атмосферой и дорогами» (300
Lakes&Saaremaa 2014)
Вторая – дешёвая и простая микросерия Lada Classic CUP
2015
Третья форма инфекции – участие в полноценном
чемпионате Эстонии (2016,2017)
Rally Utena 2015
Выбор обусловлен только вашими целями и
возможностями. В моём случае всё само по себе складывалось правильно. Я
не сразу заявился в Эстонский чемпионат «с наскока», а принял осознанное
решение, когда уже представлял себе особенности местных гонок, их
структуру, да и большинство участников.
Выбрали? Переходим к следующему пункту.
2. Цена поездки. В случае, если вы выбрали вариант 1
(разовый выезд), а если вы это читаете, наверняка вы выбрали именно его,
я искренне вам советую попробовать для расчёта стоимости первой поездки
применять формулу – руб./боевой километр, а не просто прикинуть сколько
будет стоить «дунуть» туда. Я в первые свои выезды таким образом
определял «полезность» гонки. То есть, если кубковый выезд с дистанцией
в 80 боевых километров мне обходился в Х рублей, а на «300 озёр» выехать
стоит 1,2Х, при том, что там 140 км дистанции, ясно, что полезнее
съездить на 300 озёр в Литву. А в пересчёте на «натуру» ещё и дешевле.
Конечно, если вы не Петербуржец или Пскович территориально, то сама
стоимость выезда будет всё равно дороже домашней гонки, так что всё, что
написано выше – хорошие и стройные отговорки для сделки с совестью и
кошельком. Но, они работают. Дёшево съездить погонять можно. Как?
• Выбрать гонку с максимальной дистанцией в Литве,
Латвии, Эстонии, узнать про неё как можно больше. Подходите к выбору
обстоятельно, я с удовольствием помогу вам в этом, потому что там тоже
бывают слабые гонки и тоже в наличии плохие дороги.
• Брать всё, буквально всё, с собой. Как говорил мой
тренер по картингу «от гондона до батона». (Не забываем, мы вроде как
приехали все на один раз). К примеру, мы в 2014-2015 годах даже продукты
все везли с собой, покупали в Белоруссии (до сих пор скидка в «Ганне»
осталась) для того, чтобы там за евро совсем ничего не покупать. Схема
хорошая, работает и нисколько не стыдно. Только помните, что молочку и
мясо ввозить нельзя. Но запреты заставы укладывают на лопатки акции в
Rimi и Selver с дешёвыми сосисками *))
• Отличный вариант для Жигулистов – серия ралли
Дзинтарса Каулкальнса «Lada Classic Cup». Она проходит на базе
Латвийских и Литовских гонок, стартовые очень гуманные (в 2014 году
стартовый был НОЛЬ Евро!). Гонки, как правило, интересные, советую. Сам
я больше не поеду, но для первого знакомства с Прибалтиками – самое оно.
Lada VFTS Cup 2014 — было очень атмосферно!
• Главная хитрость, которую я не должен бы предавать
огласке. Стартовый взнос. Я до сих пор (когда бюджет не сильно клеится)
пользуюсь этим инструментом и заранее пишу организаторам гонки с
просьбой уменьшить стартовый взнос (В Эстонии нынче 400 Евро, в 2018 –
450). Иногда срабатывает. Но только тсссс!
3. Техтребования (к чему готовить бричку).
В целом – не стоит бояться, и если ваша машина без
замечаний проходит ТИ в Кубке России – дальше можете не читать. Хотя,
нет – читайте.
Основной объект внимания техкомов – элементы
безопасности автомобиля и экипажа. У меня в том году со
стоматологическим зеркальцем техкомы нашли непровар в поперечинах
сидений. Машине 7 лет на минуточку, а я знать не знал, но я им
благодарен, сразу по приезду всё переделал. Своими глазами видел, как на
ралли «Таллинн» финский экипаж на Эво попросили снять сиденье и показать
техкому на предмет целостности его (сиденья) силовой структуры. Никто не
ругается – сняли, показали – всё в порядке. НО! На финале этого года
стеллаж с забракованной экипировкой был огромный и состоял из трёх
полок. Смотрят внимательно всё – перчатки, комбезы (так же на каждой
гонке проверяют наличие прямо на трассе), ХАНСЫ и шлемы так вообще чуть
не под микроскопом. Так вот, если техком вещь из экипировки забраковал –
её ЗАБИРАЮТ до конца гонки. Найдёшь новую, не переломишься, а серийный
номер старой заносят в «чёрный список». Тут строго, и это очень
правильно, «на шарик» или в чужых носках не проедешь.
Особенность – в Эстонии мягкие накладки на каркас могут
быть из чего угодно (сантехническая изоляция), а у нас – только FIA. Так
же, в 2016 году меня техком попросил съездить купить новый руль до
старта – старый имел небольшой люфт по спицам. Я купил. 250 Евро! Дома
надо было думать.
В целом – требования чуть более свободные, чем
у нас (речь про национальный монопривод), так скажем конструировать
можно больше. В 2016 году я гордо показываю техкому сертификат на свои
передние рычаги, что, мол, они у меня “road-legal”, одобрены всеми на
свете НАМИ, а он посмотрел, посмотрел бумажки – отдал обратно. Сказал:
«Мне всё равно, тебе же на этих рычагах ехать. Если они плохие – ты не
доедешь». Я убрал писульки и всё понял. В моноприводных классах нет
ограничений по дросселям, секвенталкам и переносу осей артикуляции
подвески, как в России. На выбор класса влияет только объём мотора. Я не
могу объективно судить о Латвийских и Литовских ТТ, я ездил там только в
Lada Classic Cup, где условно «можно всё», но думаю, что они не сильно
отличаются от эстонских.
Шум. На ТИ всегда меряют шум, он должен быть не
больше 103 dB. Иначе – штраф что-то в районе 200 Евро. У меня был в 2014
году эпизод с превышением громкости и скупкой стальных мочалок во всех
сельмагах острова с последующей срочной набивкой «банки». Теперь я меняю
набивку или глушитель после каждого сезона и у меня всегда 97 dB.
Макс вваривает мочалки в глушитель. 2014
4. Граница. Думаю, самый волнующий вопрос.
Среднее время пересечения в одну сторону 40 минут.
Бывало от 15 мин до 5 часов. Обязательно вам нужно с собой иметь Зелёные
карты (аналог ОСАГО, делается перед границей в любом из ларьков – цены
одинаковые) на всю технику (тягач, спортивная, прицеп), стоит это в
данный момент около 5000р. за всё и обязательно Диагностические карты –
европейцы спрашивают и могут не пустить.
Если у вас есть паспорт и виза, то самый деликатный
вопрос – таможенное оформление. Рекомендую вам все таможенные документы
делать дома, иначе если вы приедете на погранпереход и начнёте
спрашивать таможенников как тут что заполнять – запаситесь чаем и
питанием – вы тут на несколько часов. Тут нужно действовать решительно,
но аккуратно. В первые наши поездки в 2014-2015 мы ездили вообще без
всяких деклараций, просто как туристы с машиной. В целом – проблем не
было, вся граница – двадцать минут. Но однажды, таможня при выезде нам
напомнила, что все неделимые товары весом выше 30 кг должны быть
задекларированы при въезде. Мы положили на весы запасную коробку – 29,5
кг. Повезло. Нас отпустили, но наглядно очень дружелюбно разъяснили, что
всё-таки весь наш ЗИП надо декларировать. Делается это просто, документ
«Пассажирская таможенная декларация» (легко ищется в интернете)
заполняется в двух экземплярах на въезд и выезд. В нём вы описываете
ТОЛЬКО БОЛЬШИЕ ВЕЩИ, не надо детализировать свой скарб до трусов и
носков. Только, условно, то, что трудновато поднять одному. В моём
случае это – бензогенератор, домкрат, коробка (если есть с собой),
палатка и освещение. Остальное не пишу, иначе декларация, в которой 20
товаров выглядит подозрительно «пухлой» и тут может начаться
«юридическая вибрация» то есть в вас могут заподозрить «Спортсмена»!
Оформляясь по декларации, де-юре, вы – турист и
все эти вещи вам нужны для личного пользования.
Если вы на таможне ударили в грудь кулаком и сказали, я – спортсмен и
защищаю честь страны, то тут возможны нюансы. Есть такое решение
комиссии Таможенного Союза №263 от 20.05.2010. (С этой таможней я стал
немножко юристом), где написано, что «товары, предназначенные для
проведения соревнований и тренировок попадают под специальную таможенную
процедуру с предоставлением перечня». Не бойтесь – платить не надо, но,
по букве закона – если вы – спортсмен – по декларации не проехать.
Один раз в 2016 году на этот нюанс мы попались, широко
развесив уши. Кричали о спортивной чести страны, богатом наследии
Жигулей – не помогло – оформляйтесь через перечень. Что это? Примерно –
та же самая декларация, только помноженная на пять. Для всех товаров
надо будет найти коды ОКВЭД (никогда не забуду!), всё заполнить,
сотрудник таможни всё сфотографирует, составит акт осмотра и отпустит
восвояси, обратно то же самое. Вроде ничего, можно подготовиться дома,
но оформление через перечень происходит через грузовые коридоры со всеми
вытекающими. Конечно, вас не заставят вернуться в конец очереди
грузовиков (а если развесите уши – заставят), но время вы потеряете
больше намного. Поэтому, советую, аккуратно и правильно заполнив
декларацию, помалкивать о спорте на таможне и спокойно ехать. Когда меня
спрашивают – говорю, что еду на слёт почитателей старой техники. Не
спрашивают – молчу. 99 из 100 таможенников всё прекрасно понимают, они
ведь люди ничуть не хуже нас, и им проще и быстрее провести нас как
туристов. Но на 1 случай из 100 будьте готовы сказать – пишите
письменный отказ в принятии декларации с указанием причин. В нашей
истории были и конфликты, было и «Вы больше никогда тут не проедете!».
Но мы продолжаем ездить и остаёмся аккуратными и настойчивыми.
Я не считаю, что мы нарушаем тут закон. Мы едем на
машине с документами, на прицепе с документами везём машину с легальными
дорожными документами (если вы едете на автокросс и у вас в руках только
спорт. Паспорт – перечня не избежать, это – спорт инвентарь). И всё, что
мы везём – нужно лично нам для нашего личного автомобиля. Неужели,
домкрат –это обязательно спортинвентарь, или тент от дождя? Ни один
таможенник не напишет вам отказ, посчитав, что ваш бензогенератор –
спортинвентарь. Так же, пункт 4 статьи 351 Таможенного союза определяет
«транспортное средство для личного пользования – авто-, мототранспортное
средство, прицеп, водное или воздушное судно вместе с запасными частями
к нему и его обычными принадлежностями»
(ВМЕСТЕ С ЗАПАСНЫМИ ЧАСТЯМИ К НЕМУ!) КАРЛ!
Бояться не стоит, просто нужно всегда быть готовым.
Никаким образом декларировать спортивный автомобиль не
надо – у него есть дорожные документы и он выезжает из РФ как обычный
автомобиль. Сгружать с прицепа не надо.
Как вы уже догадались, все эти нюансы – с нашей
стороны. Со стороны ЕС – всё очень быстро, 15 мин, только посмотрят
бумаги и VIN номера. Никакие декларации никого не интересуют. Только
спросят, сколько топлива для вечеринки вы купили в DUTYFREE.
Если же вас «зацепило» сильно, как меня, то есть ещё
вот такой метод.
Когда я сообразил, что я еду весь сезон (семь гонок) и
зип, вообщем-то, вожу всегда один и тот же, я понял, почему бы не ввести
всё один раз в начале сезона по декларации и не вывести в конце после
финала? Это была отличная идея. Я укомплектовал ЗИП так, что без проблем
после гонки мог его оставить в Эстонии и забрать перед следующей. Это
суперудобно – у друзей в Тарту или Выру (первый город после границы) я
после гонки оставляю буквально всё вплоть до бензогенератора и даже
колёс, годных для следующей гонки (Зачем мне их вести 2000 км в одну
сторону чтобы через три недели привести обратно?). Через границу еду на
пустой Тундре с прицепом и Жигулями, соответственно прохожу за 10 минут
без всяких деклараций. Еду на гонку – так же прохожу границу за 10 минут
без деклараций и так далее. То есть я, условно, ввёз весь ЗИП в январе,
вывез в октябре по одной и той же декларации.
Так можно, испытано в этом году. В моём случае,
пришлось купить полный дублирующий комплект разного инструмента для
работы дома, но это – дело житейское.
Так же, для «заболевших» сильно всегда есть вариант
между гонками оставить исправную спортивную машину в Эстонии. Однажды, в
2016 году я этим воспользовался и оставлял Жигули вместе с прицепом у
друзей в Отепяя, предварительно потратив день на регламентные работы и
ревизию после гонки. То же очень удобно ехать домой налегке.
Вывод из всего абзаца «о границе» — вы можете
ехать «туристами», если вы – маленькая команда, как мы. Большим ребятам
с грузовиками и моторхоумами оформления через перечень не избежать. А
теперь можете спросить, к примеру, Станислава Грязина, что такое
приехать для них на RMS в Москву и сколько времени занимает граница.
5. ДжиПиЭс GPS. На всех ралли в Прибалтике применяется
система GPS-контроля. Представляет из себя коробку с проводом и двумя
кнопками на пульте. Потрясающее изобретение, позволяющее организаторам
вообще не иметь судей, следящих за ознакомлением (нет даже такого
документа, как «карта ознакомления»), всегда в режиме он-лайн видеть где
находится какой экипаж, а так же в связи с этим очень некисло стричь
денежку с нарушителей режима ралли или дорожных правил. Эту штуку надо
иметь с собой в машине ознакомления, а после переставить в спортивную.
На ознакомлении надо строжайшим образом соблюдать скоростной режим, то
есть где 30 – там реально 30. Ни в коем случае не пользоваться разными
срезками, и тем более (даже 100 метров нельзя) не двигаться против
направления ознакомления. Перед стартом вывешивают «Ведомость штрафов»,
где первая цифра (лидер), как правило «наездил на» 1500-2500 Евро. Не
заплатишь – не поедешь. Могут и лицензию отобрать.
Стенограмма Эстонцев на грузовике
Я лишь однажды получил свои 100 Евро за лишний проезд
городского СУ на ознакомлении ралли «Таллинн». Если во время гонки вы
встали на СУ, то в течение 30 секунд должны нажать на зелёную кнопку,
если всё в порядке, на красную – если вам нужна помощь – СУ тут же
остановят и вышлют скорую помощь. Если экипаж ничего не нажимает и не
поднимает трубки – спецучасток останавливают. Так же, в этой штуке есть
G-sensor. То есть если чувак в штабе видит, что у вас была скорость 180,
а в следующую секунду 0, то вам без промедления вышлют подмогу, по
данным с датчика ускорения будет видно, какую вы испытали перегрузку. А
если видно, что останавливались вы в обычном порядке (или через кусты),
то с вами сначала свяжутся. Вообщем – штука очень полезная и
предназначена не только для обезжиривания кошельков участников. В любой
момент можно на спец. сайте поглядеть где кто живёт и внезапно нагрянуть
с пивом! Так же, на Сааремаа, я на этом сайте смотрел, что перед
стартом, машина Тянака ещё находится на базе в то время, когда мы все
уже были на первом КВ. Очень удобно.
6. Бензин.
Думаю, не секрет ни для кого, что обычный бензин на
заправках в ЕС примерно в два раза дороже нашего. Конечно,
предпочтителен экономичный тягач. В моём случае, тягач экономичный. У
меня Тундра (да, да – 5.7 V8),
но она кушает газ (поставил именно для
продолжительных поездок за рубеж). Я заправляю перед границей полные
баки (100 бензина и 200 газа), и, бывают такие гонки (близко от
границы), когда мне всего этого хватает на все перемещения, ознакомление
и прочее. То есть после гонки мы вьезжаем обратно в страну ещё на
русском топливе. Трюк для экономных. А газ в ЕС стоит ровно, как у нас
бензин, так что выжить можно и не остаться без штанов.
Спортивное топливо. Начну с того, что «там» доступны
Panta и Carless (может ещё что-то). Стоит от 4 Евро/литр. Для меня это
многовато и вот как я решил эту проблему. В России я езжу на 100 бензине
VP/SF. Но мотор я настроил так, что он отлично работает и на хорошем 98
бензине, то есть я взял запас по углам зажигания. Таким образом, я в
России перед поездкой заправляю полный бак сотого в Жигули, беру с собой
в канистре законные для таможни 10 литров сотого в канистре (иногда и
пятнадцать!), а остальное покупаю там на заправках 98. Лучший бензин в
Эстонии – заправки Alexela.
Важный момент — в Эстонии в зонах заправки
можно заправлять спортивный автомобиль только из алюминиевой или
стальной тары. Пластик нельзя.
Думаю, не стоит пытаться взять с собой бензин и
каким-то образом его растамаживать/декларировать и прочее, не морочьте
сами себе голову. Лучше тогда купите там Panta и сами от себя отстаньте
с еврейскими закидонами. Так же – не стоит играть в контрабандистов и
прятать бензин. Штраф будет такой, что вся экономия на пять сезонов
вперёд перестанет быть экономически обоснованной. Так же, многие
«национальные» эстонцы ездят на немецком сотом бензине с тамошних
заправок, но это «высший пилотаж», скорее только для местных.
"Высший" пилотаж на моих глазах однажды исполнил Женька
Сорокин, когда выезжал на Rally Utena 2015. Женька дома заправил полный
бак в Жигулях и в багажник Жиги привязал грузовыми стяжками бак от
Mitsubishi L200 литров на 80. Естественно, тоже полный, накинул какие-то
шланги, которые куда-то шли.
Таможенник:
-А это что?
Женёк:
-Бак!
Таможенник:
-А это?
-Тоже бак, жрёт же много!
-А у вас так можно?
Женёк:
-Понятно можно!
Так Женька сэкономил 80 литров бензика )
7. Жильё.
Это простой вопрос, на вкус и кошелёк. Стоимость услуги
от нуля за палатку у озера (мне такие случаи известны) до полной
стоимости моей гонки «под ключ» за пару ночей в спа-отеле острова
Сааремаа. Важно лишь бронировать сильно заранее, иначе останетесь
наедине с выбором далеко/дорого. Если вы всё же решились на многократное
вторжение, то советую обрастать связями. К примеру, я уже на половине
гонок в сезоне не бронирую жильё – достаточно одной СМС и нас уже ждут,
естественно, цена лучше букинга.
Такое жильё в Хаапсалу на четверых стоит в сутки примерно как номер на
двоих в Кирове
8. Покрышки.
В случае, если выехать один раз – проще ехать на своём.
И меньше вопросов на таможне и потратите меньше средств. Купить всегда
можно там прямо на гонках, покупать там дешевле. Если у нас 185 R15
стоит 15-17 000 рублей, то там примерно 190 Евро, а это около 14000
рублей. Так же, в Эстонии можно купить не представленные у нас бренды
Dmack и MRF но это для тонких ценителей. Так же, в моей практике
случались шинные удачи: в 2015 году Гиртс мне предложил много колёс К4
175/70R15 по очень сладкой цене, такой, как будто Евро и не вырастал в
два раза.
Я купил 22 штуки сразу и постепенно выбирал их
все. За сезон выбрал. Мне проще покупать там – нюанс с границей – много
вывезти не дадут даже с декларацией. Поэтому я оставляю там новые и
пригодные для гонок колёса, вывожу домой машину на изношенных,
постепенно замещая колёса новыми и перемещая все накопленные домой.
9. Конкуренция.
На гонках в Эстонии надо быть готовым к тому, что вас
поставят на место, если вы не Лукас, не Воронов, не Мячин, не Ростилов.
К примеру, я – не из их числа. И меня регулярно «ставили» эстонская
молодёжь и финские дедушки. Для меня это-стимул, потому что борьба
всегда чрезвычайно плотная, не прощающая ошибок от слова «совсем».
Пример Saaremaa 2016 года. Ни одной грубой ошибки и прокола с нашей
стороны за всю гонку – 7 место в классе. В России тоже хватает быстрых
ребят, но их территориальная концентрация сильно ниже – вот и
получается, что между экипажами на подиуме по две минуты.
10. Лицензии экипажа. Снова всё зависит от ваших
стратегических планов на сезон. Разово я рекомендую выехать по
откреплению к обычной «Кубковой» лицензии «Д-национальный», оно стоит
1000 рублей на одного члена экипажа на один выезд, оформляется просто и
быстро. Формально – наш дорогая и уважаемая РАФ разрешает вам один разик
газануть там, где загнивает капитализъм :)))
Так как я еду в основном «там», и мне лень каждый раз
оформлять открепление, у меня лицензия “D-national” (пластиковая), она
стоит 5000 рублей, НО! Для её получения недостаточно обычной мед.
справки 73-й формы, тут нужна справка от спортивного мед. учреждения о
прохождении УМО (углублённого медицинского осмотра), как для спортсменов
«высших достижений». У меня в городе такой комплекс процедур стоит
примерно 5000 р., что, кстати, ставит под сомнение экономическую
целесообразность такой лицензии по сравнению с «вечными откреплениями»,
но я УМО «уважаю» и отношу это скорее как к диагностике здоровья и
заботе об организме. (Там придётся поприседать и покрутить педали
тренажёра, а так же кровь, ЭХО сердца, флюорография и прочее)))
11. Последний пункт, кстати, он легко может быть
главным. (Я искренне удивлён, что вы смогли дочитать)
Атмосфера и путешествия.
К счастью, вся моя скромная спортивная
программа не становится для меня рутиной, ежедневно выполняемыми
операциями. Каждая поездка – маленькое волнительное путешествие со всеми
вытекающими. Нет-нет, а посетишь какой-нибудь музейчик (кстати, Морской
музей Таллина, по-моему, обязателен к посещению). Памятные места,
монументы, озёра, природа – всё это меня интересует, как туриста. При
всей моей сложной, но большой любви к Асбесту (11 гонок – 9 сходов),
поездка туда – это для меня техническая командировка с определенной
спортивной задачей, а если я еду в Тарту, то я ещё немножко путешествую.
Я выражаю большое уважение с поклоном (с удовольствием
исполню при встрече) тем двум (максимум трём) людям, которые смогли
прочесть это до конца. И я искренне надеюсь, что именно с вами мы
встретимся на эстонских дорогах в раллийном сезоне 2018 года.
(В моём случае вопрос принципиально решённый).
Обнимаю, Байков.
P.S. Сухие цифры для понимания
«Грязная» стоимость моего полного сезона 2017 года – 2
200 000 руб. Много? Не мало. Пользуясь случаем, благодарю дружественные
компании, что меня поддерживают. "Движение-автомасла" и весь холдинг
"Движение". Хотя, тех экипажей, кто хоть раз проехал целиком Кубок или
тем более Чемпионат, такая сумма не удивит. И она реально «грязная», тут
и заработная плата Иваныча (механика), тут и обновление инструментария,
тут колёса (малая часть которых до сих пор новая), тут и не Эстонские
гонки («Малахит» и RMS), тут и не прекращающаяся перестройка машины.
Грубо говоря, чемпионами в этом году мы стали, потратив столько денег.
Такое же точно «сальдо» в 2016 году составило 1 130 000
руб. Разница в том, что в 2016 я всё делал сам, все работы с машиной,
так же, в 2016 году я купил в на 60% меньше новой резины чем нынче.
Не мне вам рассказывать, что можно ехать ещё намного дешевле, но
планировать полноценный сезон в Прибалтике с задачами как минимум «в
тройке» (речь о классе 1600), не подразумевая 1 000 000 руб. трудновато.
Хотя и на любой миллион есть миллион разных «если».
P.P.S. (раз пошла такая пьянка). Никто не мешает вам
сообразить микродоход при поездках за рубеж. Так как моя стезя — Жигули,
чаяния публики мне знакомы и Жигулистам за рубежом всегда что-то нужно.
Иными словами, то, что у нас "валяется под ногами", у них надо
заказывать и ждать. Пользуйтесь.
К примеру, я в 2014 — 2016 годах почти на каждую
эстонскую гонку возил из России чайковские (ГАЗ 13,14) карбюраторы и
трамблёры с правительственныз ЗИЛов. Смех? Не спорю. Но спрос сам нашёл
предложение — ребята с ГАЗонов подошли и сказали, что им нужно позарез.
Как результат деятельности нашей техноартели с контрабандным уклоном —
за полтора года мы привезли в Эстонию более 20 карбюраторов : )))
Естественно, немножко прикурили, как правило жильё с дохода окупалось.
Этот трюк можете не повторять — рынок теперь перенасыщен, карбисы у нас
уже никто не берёт.
Автор:
Клим Байков Первоисточник статьи:
https://www.drive2.ru/l/488871183207367437/ |
|