Значимый для меня особо финал чемпионата Эстонии 2016 года на острове Сааремаа состоялся. И мы там были.

     Ни много ни мало, а это была самая важная гонка на данный момент в моей «карьере», и подойти к ней нужно было соответствующе. Нюанс в том, что в 2016 году я впервые додумался проехать целиком раллийную серию (эстонский чемпионат), не отвлекаясь ни на что другое. Давние читатели вспомнят, что в 2012 году я ехал Кубок России, но обдуманным и взвешенным то участие я не считаю – мы просто ехали тогда всё подряд, да и осадочек остался от формата серии не самый понятный. Весь сезон мы сражались на эстонских дорогах с местными ребятами, к слову, в чемпионате Эстонии в нашем классе – мы единственные НЕ эстонцы, кто получил по итогам очки.

 

Типичный атмосферный Сааремский хутор, где мы неизменно фотографируемся


     К моему сильнейшему удивлению, мы подошли к финалу, имея в активе второе место в классе (из 19 экипажей с очками больше одного и 28 экипажами, стартовавшими хоть раз за сезон), минимальный (1 очко) отрыв от третьего места, до лидера 15 очков, но при этом сохраняя математические шансы на чемпионство. Считаю это большой удачей в дебютном сезоне, а так же большой сделанной работой всей команды в течение года.
     Помните, как в институте? Если б это была предзащита курсовой, то «хор.» мы бы уже заработали.
     Фу ты, я так пишу, как будто всё уже закончилось. А на финале всё только начиналось. Математические шансы выиграть были у первых пяти пилотов, аналогичная возможность перелицевать первую тройку ещё у трёх-четырёх. То есть минимум восемь экипажей ставили всё на карту, откуда-то взяв новую резину (как впрочем и мы), перебрав все машины как раз перед этой гонкой. Понимаете, почему для меня это было так важно? Я поставил себе задачу – залезть на подиум по итогам сезона. И для того, чтобы на финале отстоять это право, реально нужно было постараться.
     Видите, какой накал? А вы говорите, что они там на своих Жигулях в песочницах возятся. Вот такие тут младшие классы.

 

Островные болельщики


     Думаю, вы читали про наш «нюанс» на ралли Тарту? Так вот, чтобы всё починить, а так же устранить все возможные сомнения по технической части у нас было чистого времени дома 7 дней, естественно считая все выходные :--)) Усилиями множества людей машина была приведена в надлежащее состояние за 5,5 суток. Кому интересно, я расскажу как решена проблема с несчастными сошками. Нерешённой осталась одна вещь: после «тартусского» происшествия где-то что-то погнулось. То ли лонжероны, то ли балка, но факт в том, что на сход-развале углы не выходили. Усилиями инженерно-тактического корпуса были достигнуты минимально приемлемые значения, так и поехали, времени на создание новой балки не было.
     Про дорогу и романтику уже слишком много я вам наговорил в предыдущих записях, замечу лишь, что путь в этот раз занял 45 часов и мы немножко устали.

 

 

     Но кому до этого есть дело? Старый остров быстро вернул нам силы, объяснив своим седым величием, что всё «есть суета», а рюмочка травяной настойки помогла крепко уснуть.
     А старый остров, уже в 49-й раз принимая у себя эту гонку, наполнялся людьми, в 49-й раз превращаясь в «Нью-Васюки» прибалтийского раллийного мира, куда потоком хлынули иностранцы. Помните, как там у Остапа Бендера про межгалактический шахматный турнир и безоговорочную победу «васюкинцев»? Тут, кстати, тоже, чаще побеждают васюкинцы, а не приезжие)

 

 

     По-моему, исключительная фотография болельщиков ралли. Спасибо автору
     Мы с Андреем Руслановичем так ринулись записывать трассу, что смогли закончить это действо за один день, все спецучастки по три раза. Напоминаю, что в Эстонии «можно три!»
     И со спокойной душой и чистой совестью мы свободную половину пятницы посвятили добыче редких советских значков в лавках старьёвщиков и поиску тёплых ботинок. Ваш покорный слуга приехал на остров «как лох» в дырявых кроссах, а дуло в те дни, примерно как дует советский пылесос «Ракета 7М», если пылесосить им морозильник.

 

 

     Гуру и мастера спросят, почему в такой важный момент не сидел и не смотрел он-борды прошлых лет? Сидел, смотрел и пробовал. Но, то ли толку у меня мало, то ли память коротка. Я не могу ничего запомнить, вы же не забыли, что я по дороге на работу могу уехать не туда? Чтобы хорошо запомнить дорогу мне надо реально заездить её самому. Как, предположим, дорогу на дачу. Я её, пожалуй, единственную в мире, знаю отлично. Беда в том, что ни одного шахматного турнира на этой дороге не проходит)
     Кстати, отмечу, что усилиями команды в этом году, мы заслужили 79 стартовый номер, в том году был 106, ещё год назад 116. Первые три спецучастка – в пятницу вечером, все три при «люстрах». Два грунтовых, (9,45 и 9,79 км) и городской “Kuressaare” в 2,1 км по улицам города.

 

     Первый спецучасток повторялся потом под номером 9 и был POWERSTAGE, где можно было заработать дополнительные очки в чемпионат (3-2-1). Без критических ошибок проезжаем все три спецучастка, и имеем времена 10-10-9 в классе.

 

 

     Фотография получилась, как будто 1986, не?
     Стартовавших 23. Всякое, конечно, бывало, но таких издевательств над нами ещё не учиняли. Порой мы проигрывали почти по 3 секунды с километра лидеру класса, а это, братцы, пропасть. И дело тут не только в двух космических финских экипажах на Тойотах в первой четвёрке (не получают очки в чемпионат), дело в умениях и умельцах. Это Сааремаа, детка.

 

 

 

     Кстати, кто интересуется, новая люстра светит отлично и за потраченные средства меня удовлетворяет.
     Только, значит, мы с Андреем Руслановичем подметили, что как-то небогат остров в этом году на сходы, что есть прекрасно, как началоооось.

 

Моя ошибка здесь могла нам стоить дорого. Пришлось проехать по двору гостеприимного островитянина, которого, думаю, уже за много лет замучали такие непопаданцы как мы и он сделал нормальный объезд через внутренний двор дома)


     Пятый спецучасток. Перед стартом видим «скорую на парах», но отмены СУ не было. В середине нас тормозит маршал – БМВ на непростом прыжке (наверное, единственном на этой «плоской» в целом, гонке) обнимает дерево. Все здоровы, но штурмана увозят на обследование, машине очень плохо.

 

 

     После него же сдаёт карту Янар Тянак, выигравший первый день в нашем классе даже у финнов. Он ломает коробку Drenth. Это, примерно, как сломать утюг.

     Обнаруживается в кустах абсолютный лидер гонки Kaspar Koitla (в прошлом чемпион России и Финляндии). После пятого же СУ взрывается двигатель у Калины 17-летнего Karl-Martin Volver, который лидировал на ту пору в нашем классе. Это Сааремаа, тут всё может быть.

 

Просто картинки для того, чтобы заразить вас атмосферой рычащих старых машин на старом острове


     С огромным удовольствием проезжаем 23-километровый спецучасток Undva и выходим на финишную прямую.
     Именно тут мне хочется немного отвлечься. Всё-таки Saaremaa – моё любимое ралли.

 

 

     Пусть «спортивность» дорог вчистую проигрывает южной Эстонии, пусть тут каждый раз дождь мороз и ветер. Но атмосфера друзья, нечто. Множество зрителей и днём и ночью, кучами снующие болельщики, удобное и зрителям и экипажам и механикам расписание, ну и, конечно, история. Каждый раз, проезжая по длиннющему спецучастку Undva или по «классике классик», приморской Grand Rose (Toomalõuka) я почему то вспоминаю, что именно здесь почти 50 или 40 лет назад вёз домой на своём автобусе Велло Ыунпуу бригаду рыбаков. (Не знаете эту историю? Погуглите, и она есть целиком в книжке «Трамплин-полёт») именно тут когда-то побеждали Линдхольм, Миккельсен, Хяннинен, Остберг. Быть в таких местах очень приятно.

 

 

     Возвращаемся к нашим баранам.
     Андрей Русланович лихо, прямо, как инженерный калькулятор выдал мне установку: нам нужно одно очко на POWERSTAGE (то есть 3 место на девятом, предпоследнем спецучастке, где разыгрываются доп. очки) и тогда мы сохраним второе место в чемпионате, и ускакавшие вперёд братья Viilo на Toyota Starlet не смогут нас подвинуть.
     Жмём, атакуем, если это можно так назвать, скользим по дождю.

 

 

     Четвёртые, до третьего 3,7 секунды. Первый Виило, второй Лаулик на Nissan, третий Кяхр.
     Снова мой штурман подвигал логарифмической линейкой в своей голове и говорит:
     «Последний шанс тебе, Вятич. Kermo Laus (тоже на Nissan) в 1,8 сек. от нас, последний спецучасток. Если мы его обгоняем, поднимаемся на строчку вверх, то сохраняем серебро в чемпионате. Нет — нет»

 

Макс, как всегда между секциями, непонятно чем занят


     Короче, чего томить, я его не догнал, а ещё и проиграл 6 секунд. Сначала расстроился. Ну как так, меньше двух секунд надо было снять?! Ну что, нельзя было кваску перед стартом, или ещё какую супер-силу?
     Потом успокоился, подумал. Лаус быстрее нас, оказался так близко к нам явно из-за проблем на 8 СУ, где проиграл почему-то много. Он имеет свой темп, мы свой. И для того, чтобы его одолеть, мне надо было улучшить свой результат на секунду с километра.

 

 

     Ещё немного осмыслив, я понял, что мы находимся на своём месте. Если бы я ценой каких-либо усилий над собой взял бы и снял секунду с километра собственного результата, то у меня вопрос к самому себе: а что я тогда раньше делал и зачем вообще ездил?)))) Почему раньше не применял суперсилу? А может ещё поднапыжиться и ещё секунду снять? Так не бывает.

 

 

     Место наше в классе на этой гонке непочётное седьмое. Напоминаю, ехали в своём обычном темпе, без героизма, поломок не было вообще, огромных ошибок тоже. Как вам конкуренция? Но зато компания вокруг будь здоров!
     Успокоившись, обрадовался. ЗАДАЧА ВЫПОЛНЕНА! Мы – третьи в чемпионате Эстонии в классе Е9 (до 1600)! Вторые – Виило, первый Кяхр.
     Традиционный финиш на подиум в центре Курассааре, уже к тому моменту насквозь пропитанном Jagermeister, памятные награды финишировавшим и уютная приятная усталость.

 

 

     Всё! В этом году всё! Задача, поставленная на сезон выполнена!
     Едва хватило сил на недолгие посиделки с литовским друзьями и домой.

     А теперь, моё любимое – выводы.
     Я не знаю точно, сколько удачи и сколько нашей работы в процентном соотношении в нашем результате. Напомню, что всего стартовало за сезон 28 экипажей, классифицировано 19, мы третьи. Позади Тянак, Вольвер, Меус, Кырге, Пихлас…
     Да, оказавшись при прочих равных в такой компании и сравнив чистую скорость на каком-то одном гипотетическом СУ, наш результат был бы 5-6. Без шуток, это мы уже проходили. Но это же моторный спорт, его за ногу!
     Тянак — шесть стартов – три схода, Вольвер – три старта – три схода, Меус – пять стартов – три схода, Пихлас – шесть стартов – три схода. Почти все по технике. И «если бы» после финиша уже не работает. Если бы Силласте не залил в свой Москвич на «Ралли Таллинн» по ошибке солярку, то что бы было? Если бы мы не упали в ГГ на «Тарту», что бы было?
     И к счастью, конечный результат здесь не в чистой скорости, а ещё и в гарантированном финише. И мы обеспечили себе свою позицию именно этим. У нас шесть стартов и один сход по моей вине.
     Так что, ещё раз не берусь говорить, чего тут более – удачи или мы всё сделали правильно. Мы и сделали всё хорошо и фортуна была с нами.
     Наша с Андреем работа. Начиная с «Экватора» чемпионата и чем ближе к актуальному «потолку» скорости нашего экипажа всё сильнее начали светить плеши в нашей стенограмме, кое-что мы описать не можем. Конечно только пока, работу мы ведём.
Далее, о «потолке». Я считаю, что мы не можем пока быть быстрее из-за меня. Андрей Русланович, по-моему, сдюжит и куда более напористый темп, а вот обеспечить его пока не могу именно я.
     Я не суперталант и никогда с ходу не показывал скорость на голову выше других, всегда подходил к вопросу снизу и постепенно (есть ещё такой метод «сверху», но у меня для этого недостаточно машин)). Так вот, на мой взгляд, для дальнейшего роста стабильной скорости (а не разовой, геройской) нужна помощь. Нужно, чтоб, как раз сверхталант приоткрыл дверь туда, куда обычные люди (как я) заходят лишь ценой нескольких тысяч боевых километров, а то и вообще не заходят.
     Ясно сказал? Короче, нужен наставник и дополнительные километры. Как это реализовать в сезоне 2017 я не знаю, не придумал пока.
Машина. У нас очень хорошая машина, как оказалось. Да, она в среднем на 50-100 кг тяжелее аппаратов эстонских коллег, да она в среднем на 15-25 сил слабее их же, но она всегда довозит нас до финиша (если я не направляю её в ГГ). А многие наши одноклассники как раз часто имели проблемы именно от того, что их техника не может выдержать скорость, которую сообщает ей экипаж.
Да, технические перемены к сезону 2017 будут, всё уже намечено, но ничего глобального. Не будем строить космолёт, пока не сможем реализовать его возможности. Куда эффективнее будет проехать 200-300 дополнительных километров.

     Благодарности.
     Семья. Всех люблю! Понимание и поддержка увлечения сына, мужа и папы – за это моя самая большая благодарность.
     «Движение-автомасла» — я всегда немного удивляюсь, зачем вам, ребята, всё это надо?
     Но в ответ получаю, «Приятно иметь причастность к таким победам!» А мне-то как приятно, что есть люди, которые готовы поддержать моё безумное начинание, не потому что «босс приказал» и не для того чтобы удобно «освоить рекламный бюджет». А просто от того, что любят все эти гонки, от того видят эффективность своих компаний в автомобильном спорте и от того, что рады поддержать таких безумцев, как мы. Искреннее спасибо.
 

 

     Андрею Руслановичу Клещёву за любовь к нашему общему делу и бесперебойную работу. А.Р.К. признан самой надёжно работающей системой в нашей команде в этом сезоне!
     Макс Усатов, Саша Черепанов, Женька Сорокин. Всем огромное спасибо за этот сезон. Все такие же бензиноголовые как и я – несёмся не жалея времени, средств и сил за тридевять земель, ломаем что-нибудь и этому рады, что не за тридесять земель сломали.
     Геннадий Палыч Усатов, Олег. Вашим головам, рукам и станкам моя машина обязана надёжностью. Спасибо!
     Андрею Чупракову за бесценную помощь при очередной переборке машины в формате «минутка» за спокойствие и золотые руки.
     Лёша Шведчиков и его банда. Спасибо за внеочередные и ночные замены «крыш и крыльев» с полным пониманием вопроса!
     Антон Одинцов и его AKPP43.ru за прецизионный подход к моим коробкам и трансмиссии, всё всегда работало как часы.
     Диме Брагину за сверхнадёжный мотор, который требует только бензин и немного масла.
     Каждому сотруднику предприятий megalomprom.ru kronshtein.ru steelcap.ru, где я тружусь, который оказался так или иначе оказался вовлечён в процесс создания Жигулей.
     Спасибо Айвару Партсу, что любезно приютил Жигуль у себя на месяц летом.
     Спасибо семье Алексеевых за позитивное общение и неизменно классные фотографии.
     Спасибо всем фото и видео людям, которые снимали все эти гонки:
     Artis Dreimanis Motors&Sports Марк Алексеев Margusefotod.eu Alfonsas Rakauskas Gints Grinfogels Dace Janova Laura Seppa Timo Anis Indrek Allik и ещё много кого я точно забыл
     Спасибо маленькой Эстонии, что принимала нас всегда гостеприимно, спасибо российским таможенникам, что ни разу не дали расслабиться.

     И огромнейшее спасибо всем, кто весь этот год следил и читал!

     Что мы будем делать в 2017? Скоро расскажем!

 

 

     P.S. Да, забыл. Сезон 2016 ещё не закончен. Нам осталось съездить на награждение 25 ноября в Таллинн в пиджачках и галстуках.

 

Автор: Клим Байков   Первоисточник статьи: https://www.drive2.ru/l/456802002437931063/

 

 

 

 

 

Saaremaa 2016. Бронзовые чемпионы Эстонии.

Ралли Тарту 2016. Кратко о вступлении в клуб "ГГ" и анонс финала сезона.

Ралли "Таллин 2016". Рука Гардемайстера.

Ралли Южная Эстония. Сумпо!

Ралли "Западная Эстония" - наш первый подиум на Эстонской земле или польза минусов!

Rally Harju 2016. Победа Панталона!

Rally Kurzeme 2016. LADA Attack!

Rally Masters Show 2016, Резиновая наука!

Ралли "Барда-2016": испытываем Жигули в Перми.

Rally Saaremaa 2015. Жигули на острове.

Rally Elektrenai 2015. Итоги Литовского сезона.

300 Lakes Rally 2015: День Рождения дочки и ППР.

Как построить надёжные Жигули? Часть 2.

Как построить надёжные Жигули? Часть 1.

Rally Utena 2015: по старой схеме.

Московские Потешки, Rally Master Show - 2015