|
Привет, я Клим Байков.
Итак, мы продолжаем нашу серию путевых зарисовок о том,
как Жигули продолжают своё шествие по Балтийским странам, а конкретный
эпизод нашего вторжения – второй этап Чемпионата Эстонии по ралли
“Lyoness Laane Eesti Ralli” или, если по-советски, то это ралли
«Западная Эстония».
Очень кратко об истории гонки –можно сказать, что гонка
совсем новая, так как последний раз в этих краях пахло спортивным
бензином и потом механиков в 2002 году (это почти до н.э.), эта гонка
называлась “Valge daam” (Белая леди) и являлась одновременно этапом
чемпионата Латвии и Эстонии. То есть задатки и условия для хороших
дорог, должны бы быть – побаивался я и атаковал с расспросами А.Р.
Клещёва после откровенно слабой Neste Harju Rally. Хоть и едем мы весь
чемпионат и должны быть готовы к любым нюансам покрытия, но всё равно
очень хотелось бы думать, что самое худшее уже позади!
Без энергоблоков, называемых Seljanka в Эстонии никак
И ещё одна интересная деталь: А.К. раскопал, что среди
участников сегодняшней гонки и «Белой леди» 2002 лишь один экипаж
стартует сегодня и стартовал тогда. Это Lembit Soe/Ahto Pihlas – монстры
эстонского заднего привода на той старой гонке стартовали на Жигулях, а
уже с 2003 года пересели на чумовой Toyota Starlet. Думаю, что многие
заинтересованные видели эту машину. Не могу не отметить, что они ездят
на ней до сих пор, только едут в классе EMV6, а это безлимитный по
объёму двигателя монопривод. А всё почему? В этой машине стоит рядный
шестицилиндровый трёхлитровый атмосферный мотор. Видимо, JZ.
Три литра и шесть цилиндров в этой коробчонке, Карл?!
Ничего лучше, чем Барон Мюнхгаузен, летящий на пушечном ядре, я
придумать по этому поводу не могу.
Итак. В этот раз мы ехали почти классическим
составом. Наконец, с Кипра вернулся Макс с трудовым рабоче-крестьянским
загаром, не хватало только младшего научного Пашки. Но он тоже не
баклуши бил – в эти дни был заслан на Moscow Raceway понаблюдать за
этапом Moscow Classic GP. Он, кстати, в 2017 поедет эту серию на
копейке.
Помните этого малыша?)) Он поедет MCGP, вот же
время бежит!
Итак, прибыли с Максом в Хаапсалу в среду после обеда,
такое впечатление, что раньше всех, даже организаторов ралли! Погуляли
немного вдоль побережья среди очень неспешных эстонских дач, попытались
скрутить солнышко на огромной качели во внутреннем дворе крепости 13
века, под занавес испили пива в единственном функционирующем баре и были
таковы.
Всё прекрасно, но есть одно НО. Ветер. Ветер
такой силы, что, по-моему, даже коровы, жующие траву на поле, вынуждены
стоять под углом градусов в 40 к земле, иначе никак, можно лежать и быть
ещё более аэродинамически эффективной коровой. Ещё заметили, что
популярны большие собаки – овчарки, хаски и прочие. Я сразу же подумал,
что гламурную мелочь здесь не разводят, иначе её всю просто сдувает
куда-нибудь в Финляндию, если не привязывать.
А.Р. Клещёв приехал на поезде в Таллинн, и
сходу при встрече нас с Максом окрестил Эстонскими гопниками)) Из-за
вышеупомянутого ветра, нам пришлось купить в магазине одинаковые
дурацкие шапки (других не нашли, суровые эстонцы при таком ветре ходят в
рубашках), сделанные то ли из носка слона, то ли из советского абажура
люстры.
Знакомимся с дорогами. Первое впечатление – отлично! Я
же, уже немного искушённый товарищ и помню покрытие на Сааремаа. Тут оно
примерно такое же (кстати, до острова от Хаапсалу примерно 50 км).
Значит, точно, не разобьют – это уже радует.
Немного напрягала «линейность» трассы – длинные-предлинные прямики
сменяются одним крутым поворотом, и так несколько раз. И правда,
«квадратно-гнездовое» ралли. Немножко посетовал на короткую пару в
мосту, но, как потом оказалось, зря.
Так как гонка достаточно короткая – 85 боевых
километров (для сравнения – Saaremaa 140 км, Kurzeme 120 km), то режим
ознакомления очень и очень эстонский и неторопливый. Вечером первого дня
зафрахтовали у хозяина жилья три велика и поехали смотреть вокзал, куда
сто лет назад прибывал Николай II, чтобы подлечиться в Хаапсалу грязями,
порт, откуда уходят паромы на соседние острова, а так же заброшенный
военный советский аэродром (нашли совершенно случайно). Промчали по
взлётной полосе (ехали дня три и нас чуть не сдуло в море), пофоткались
в ангарах.
Вообщем, намотали мы на педали в тот день
километров 130, а всё потому что нас немного подгоняла маленькая
бутылочка Сааремского шнапса с ароматом смолы, дыма и дёгтя (очень
своеобразный напиток). Шучу, 5 км туда и 7 обратно, но шнапс всё равно
немного замедлял реальность.
С утра очень скоро дописали оставшиеся
спецучастки, которые оказались ещё более прямыми, на одном СУ оказалось
аж 4 ретардера, как бы намекая.
Тех.ком в этот раз был устроен
образцово-показательный, прямо не по-эстонски как-то! Смотрели буквально
всё, и очень долго! Нашли две дырочки в моторном щите (расслабился я без
внимания Сергей Альбертовича Куделькина!))) и разошедшиеся по шву
подшлемники. Зашили – помчали!
В первый день у нас запланировано два СУ в
пикантных условиях – под дождём, который идёт весь день и явно промочил
всё полотно, а не только прибил пыль. Небольшая сложность оказалось в
том, что под дождём я не ездил с Выборга 2011 года, а на шинах Pirelli
вообще никогда, то есть можно сказать, что дождевой накат едва отличен
от нуля.
Первый СУ проезжаем слабенько – долго щупаю зацеп, два раза ошибаюсь в
его (зацепа) определении в крутых поворотах, результат – шестые. Так
себе.
А на втором СУ у нас ещё и неприятность мелкая
приключилась. Едва ослабился хомут тяги кулисы КПП и я остался наедине
только с 4 и 5 передачами. Как всегда бывает в моём случае, тот доп был
самым закрученным. ))) С двух СУ уже отстаём от лидера почти на минуту.
Мдаа-а-а-а.
Три слова и лидере. Это Тиму Кырге, абсолютный (!)
чемпион Эстонии по-моему 2013, ездит с 2004 года, до 2010 на Жигулях.
Потом ездил на самой различной технике (Хонда, БМВ, Эволюции), чемпионат
Эстонии выиграл на Ford Fiesta R5, ездил на Peugeot 208 T16.
Я тоже считаю, что на Жигулях интереснее
Вообщем, крутой тип. Почему сейчас сел обратно на
Жигули, трудно придумать. Наверное, тоже санкции зацепили.
www.ewrc-results.com/prof…p?p=12585&t=Timmu-K245rge
Но наши проблемы оказались жиденьким супчиком, по
сравнению с тем, что происходило среди лидеров. Там как будто
разорвалась граната, начинённая неудачей, и нас зацепило мелким
осколком.
Райнер Меус (Жигули, ЧЭ 2014) – на первом СУ, видимо, неправильно
записал трассу и проехал, срезав два поворота. Получил штраф 5 минут, а
это-конец.
Янар Тянак с первого же допа борется с каким-то
датчиком, который периодически начисто вырубает его космический корабль,
не ставит машину на ночь в парк-ферме (ночной ЗП), тоже получает за это
+5 минут, а это тоже конец.
Tauri Pihlas (быстрый чувак на переднеприводной Toyota
Starlet)- почему то финиширует на 2 СУ через 10 минут после старта, а
все примерно через 5. Вообщем, тоже 5 минут и тоже конец.
Герт-Каупо Кяхр (и Панталон справа – победители Harju
Ralli) еле едут – их Цивик чихает.
В общем, первый день очень сильно встряхнул нашу
песочницу.
Второй день спецучастки с третьего по седьмой
едем обычно, болтаясь в районе 5-6 места на каждом СУ. Я постепенно
привыкаю к таким быстрым дорогам и начинаю ускоряться. Были мелкие
технические проблемы, как спавшая возвратная пружинка с педали газа.
Быстро починили и полетели дальше.
Как и, видимо, всегда, эстонские гонки очень
конкурентны. Реально трудно, но очень интересно бороться. Посудите сами,
в гонке выигрывали спецучастки четыре разных экипажа, практически не
встречается такого, что кто-то «штампует» победы. Мы (при нормальных
условиях) проигрывали лидеру примерно 0,8-1,2 секунду с километра. То
есть 10-12 секунд на допе в 10 км. Вроде, не пропасть, но при этом мы
были 7-8. То есть результативность у всех очень плотная, каждая
небольшая ошибка на спецучастке 100% ведет к потере одной-двух позиций.
Отмечу, для интересующихся – средняя скорость
на некоторых спецучастках достигала 118 км/ч. сто восемнадцать в классе
1600, Карл!
На том же допе средняя скорость лидера в грузовичках
была 106 км/ч. Для начала попробуйте добраться до дачи по грунтовой
дороге с такой средней. А теперь водрузите себя на ГАЗ-51 и попробуйте
снова. Вот-вот.
Видимо, эта плотнейшая борьба меня и зацепила, азарт
появился.
На 8 СУ показываем четвёртое время, но прогигрываем
лидеру (Тянаку — 3,9 сек – это почти с десяти километров, средняя 116)
На 9 Су (а это Power Stage) за победу в котором дают
доп. очки в чемпионат совершаем две некриминальные ошибки. Ну и что вы
думаете? Седьмое время! Между лидером и третьим 0,4 сек, а первый и
второй вообще показали абсолютно одинаковое время. Как вам заруба?
Перед десятым (финальным) спецучастком у нас наступает
момент истины. Мы – четвёртые, первого и второго не достать, а до
Каспара Кооса (Honda Civic) семь с половиной секунд – было больше
тридцати, мы его явно догоняем. Вообщем, всё или ничего.
Едем изо всех сил, ошибаемся один раз, но всё
равно привозим Коосе 15,5 секунд! УРА! Мы-третьи! Третьи мы и на этом
СУ, выиграл его Райнер Меус, второй Тянак в пяти десятых секунды, дальше
мы ещё в восьми десятых секунды. Плотненько? Специально выкладываю
он-борд этого СУ, где видно, как мы ошиблись в правой пятёрке и как я
отпускал газ на совсем уж длинной прямой дабы не сгубить движитель. А
ведь могли и выиграть доп. Видите, как влияют компромиссы?!
Это наш первый в Эстонии подиум! Реально было очень
сложно и борьба была очень жаркая!
Самая лучшая фото, на мой взгляд
А теперь, как я люблю, выводы. Каждому свой.
Конкуренция.
1. Ехать можно, ехать результативно тоже можно, но
расслабляться и жевать траву вообще нельзя. Никакого «вкатиться» на
первой секции, никаких ненужных перестраховок. Нет, всё это –
пожалуйста. Только тебя при этом табун цивиков нисанов и тойот скушает и
всё.
2. Стенограмма. Как следует из п.1, она должна быть
качественная. Конкретно в моём случае, большую пользу принесли «минусы»
— введённые нами на Harju характеристики крутизны дуги поворота, так
называемые «межпозиционные», когда уже не три, но ещё не четыре. Но это
мой конкретный случай и в технической реализации я могу ошибаться, а
общий вывод такой, что категорий должно быть много.
3. Техника. На моей машине ехать можно, в том числе
мешаться лидерам. Определившаяся проблема, которую предстоит решить –
мне не нравится рулевое. Во-первых, где-то засел инженерный просчёт при
монтаже рейки, а именно я имею классическое «ударное управление», машина
нервная, второе – очень много оборотов руля, порой реально приходится
«намотаться» на руль, чтобы повернуть в некрутой вираж.
4. Жигули – надёжные. Да, мелочи бывают, но при
комплексном подходе к ревизии и плановым работам эта простая машина
довезёт вас до финиша без проблем. Из шести стартовавших жигулей, сошли
одни. К примеру, из пятнадцати Mitsubishi Lancer сошло по технике три,
из восьми BMW M3 три. Так что, простая математика говорит сама за себя.
То есть наша секта ничуть не хуже остальных. А знаете, кто надёжен на
100%, именно на 100%? Правильно. Грузовички. Восемь газонов на старте –
восемь газонов на финише. Удивительно, что по ходу гонки из-за кустов не
появился никто девятый))
Мне одному кажется, что газоны на трассе выглядят как здоровенные лысые
футбольные фанаты, которые бегут драться?
5. Задний привод решает. Обратите внимание на то, что
все три призовые машины имеют кардан.
Вот так друзья. Безусловно, передний быстрее, и Пихлас это доказывал. Но
не в этот раз!)
В данный момент мы идём третьими в чемпионате Эстонии, лидирует Кяхр с
Панталоном, второй Тиму Кырге, и позади на одно очко мы. Дальше всё так
же плотно.
Следующая гонка -12-13 августа, ралли Vorumaa (г. Выру)
Изо всех сил готовимся, чао.
«Движение-автомасла» ( avtomasla.su ), ну как без вас?!
Спасибо огромное, что разделяете мою страсть, с вами очень приятно и
вдвойне приятно стараться.
Семейство – вы у меня самые лучшие, папка теперь ваш на
2 месяца!)
А так же огромное спасибо Марку Алексееву за
изумительные фото!
Большущее спасибо Максу Усатову за неоценимую помощь.
Спасибо, друг!
П.С.
Уже дома я обнаружил, что нам изрядно повезло. Боковина
задней правой покрышки имеет порез во всю высоту боковины, глубиной
миллиметров 6-7 как от звёздочки ниндзя. так что, спасибо ещё госпоже
удаче.
Колесо, наверное надо накрыть подорожником и положить
на солнышко — пусть ранка заживает и больше не болеет, а то наш
сверхэкономный режим не позволяет списывать почти новые покрышки)
Автор:
Клим
Байков Первоисточник статьи:
https://www.drive2.ru/l/10220493/ |
|