|
Привет, я — Клим Байков.
Сейчас декабрь 2016 и наш заслуженный Жигуль, подобно
кораблю английских колонизаторов (не меньше) находится дома, в тихой
верфи в северном Портсмуте, залечивая ранения после удачного похода,
обновляя такелаж и починяя паруса, следуя веяниям прогресса в этой
области, ибо скорость – всё! Команда, тем временем, штудирует карты
ближних и дальних берегов в поисках планов на грядущий год, проводя
время с семьями и с максимальной пользой.
Клюнули?) Теперь меняем Портсмут на заснеженный и
заледенелый Киров, ранения на гнутые балки и защиты, и помятое навесное,
такелаж и паруса и мачты на подвеску и мост. Так всё и обстоит.
Сезон 2016, теперь уже официально, закончился.
Закончился мощнейшим награждением в Таллинне, куда ваши покорные слуги в
лице меня и Андрея Руслановича были приглашены.
(К слову, мы пригласили с собой ещё парочку
спорт пиратов: Рустема Садыкова и Макса Усатова, предполагая равенство
сил с эстонцами). И всё равно оказались на этом празднике единственными
русскими. Праздник, я вам скажу, был что надо. Персон, эдак на шестьсот.
Награждали весь эстонский моторспорт разом
(Картинг, дрэг, дрифт, кросс, ралли-кросс, кольцо и мы). Не буду
описывать это, не владею достаточным красноречием, чтобы получилось
красиво, а некрасиво – не хочется. Лучше посмотрите фотографии.
Фотография – вещь точная, что ухвачено, то и снимок, а слова – вещь
ненадёжная, можно и приврать
Возвращаясь мысленно в наш выдуманный Портсмут,
вспоминаю, что 99% читателей этих записок – безумные механики, которым
наплевать на награждения и регалии, им давай чертежи, сварку и
беспощадный шпангоутный инжиниринг.
Радуйтесь, механики, запись только для вас.
Финал сезона мы завершили технически чисто, без
поломок, но «звоночков» для ремонта осенью-зимой поднакопилось:
• Явно нарушенная геометрия балки или лонжеронов или
вообще кузова (не выходил сход-развал)
• Разбалансированная и несогласованная (перед-зад)
подвеска. Перед очень мягкий, зад очень жёсткий и статически высокий.
Оттого опасное поведение нашего парусника в неспокойных водах
• Необходимость плановой ревизии всех агрегатов
• Утерянный товарный вид парусника
• Отслужила своё защита картера
Далее, всё по накатанной. Вёсла (тьфу-ты! – мотор) – к
Брагину, подвеска в Петербург в Kajma Racing, мост (коробка была
отревизирована перед финалом) в AKPP43.RU, кузов в заботливые руки
Алексея Шведчикова, сервис autodrom43.ru .
Работы с кузовом завершились быстро и споро, меньше,
чем за неделю. У меня, кстати, за это время была задача быстро и хорошо
поставить подъёмник в гараж, который уже месяц пылился в углу. Спасибо
краснознамённому предприятию и ремслужбе «kronshtein.ru» за молниеносную
установку. Теперь я немножко крутой и у меня есть китайский голубой
подъёмник.
Вердикт Алексея по кузову – кузов в полном
порядке, сильно повреждена балка. Разборка – балка – сварка – пескоструй
– порошок и готово. Заботливыми руками Андрея Чупракова на свет
появилась новая (почти полная копия старой) балка. К прибытию остального
железа мы готовы.
Почтовый голубь из Тольятти донёс о том, что с
двигателем всё в порядке, и работы укладываются в рамки штатной ревизии,
плюсом заменили сцепление и замятый поддон. Дима Брагин запретил мне
эксплуатировать старую защиту картера, так как она уже, видимо, своё
отслужила и позволяла себе регулярно «прикладываться» об поддон, а тот,
в свою очередь, о маслоприёмник. Сами знаете, что, обычно, происходит
далее.
Моя защита – осколок славного прошлого, 6 мм кусок
дюралюминия времён советского «Вихур». Ему реально примерно 30 лет. По
состоянию на 2016 году, защита уже целиком состояла из сварки, сварка
была уже везде и проваривать её всю приходилось снова и снова после
каждой гонки. Изучив куцый (ноль предложений) рынок готовых защит от
любой спортивной техники с целью «подболгарить и поставить», я, как и
всегда, решился изготовить её сам, купил в Екатеринбурге большой лист
Д16АТ в 10 мм толщиной, вырезал нужное, загнул его силами вышеназванной
чудесной ремслужбы и, пронеся через Васю-аргонщика, водрузил на место.
Самому нравится, не поверите. Получилось удобно и технологично. Вес?
Цена? Не спрашивайте.
Думаю, что вам и так ясно, что всё это –
цветочки перед основным блюдом – мостом и подвеской. Правильно!
Я решился на достаточно сложный и объёмный инжиниринг,
объединив установку койловеров (естественно Ohlins) назад с созданием
нового моста. Причины обоих изменений просты и знакомы каждому Жигулисту.
1. Для достижения внятной колеи, на моём старом мосту
от Вольво 240 стояли проставки по 70 мм на сторону. Ревизия показала,
что мосту и подшипникам такая «подстава» хоть бы хны, но вы сами знаете,
что это не технологично.
2. Поставить койловеры (Амортизаторы вместе с
пружинами) вынудил дефицит пружин для классики (2101, 2104, и
разнообразный пакостный «Фобос» из магазина тюнинга)
3. Для установки койловеров всё равно пришлось бы брать
новый мост.
Всю подвеску я накануне отправил в Петербург Диме
Анухину “Kajma Racing” для того, чтобы они, пользуясь своим огромным
опытом, подобрали мне нужные пружины. Обо всё этом и проявленных
профессионализмом и заботой обо мне этих ребят – чуть позже.
Его великолепие мост.
Я проштудировал огромное количество английских и
шведских ресурсов по Вольвомостам и проникся заботой инженеров из
Скандинавии о нас, спортсменах. Прямо до глубины души. Такое
впечатление, что, проектируя мосты для древних чемоданов 240-940 серий.
(разница между ними почти 25 лет), инженеры думали и о спорте, чтоб нам
с вами было удобно.
Смотрите сами. Я выяснил, что мост от Вольво
740 имеет точно те же потроха (пара, блокировка), что и мой 240-й, но он
шире на 15 см. Гениально. Удобно, правда? Подбираешь под нужную ширину и
всё. Я купил полтора моста от 740-й машины (один в сборе, один без одной
полуоси),
снял свой старый мост и отправил всё в ещё одни
заботливые руки AKPP43.RU, чтобы ребята «перекинули» внутренности со
старого агрегата в новый. Всё, как и всегда, сделано было прекрасно и
быстро, нюансов не возникало. Надеюсь, у меня хватит времени и я
когда-нибудь напишу FAQ по Вольво-мостам, чувствуя актуальность этой
темы, чтоб вам было легче выбирать их из нескольких десятков вариантов.
Итак, мост к установке готов, подвеска пришла, до
старта в домашнем «Ралли Вятка» 8 дней. (Об этом следующая запись).
Проводим «хирургические» работы – вырезаем старые чашки
пружин под размеры заготовленных ещё 4 года назад стаканов. Точим
огромное количество разных втулочек, шайбочек, галтелей…
Пятьдесят раз ездим в магазин за всякими
мелочами.
150 раз всё примеряем, прихватываем, отрезаем,
примеряем, отрезаем, примеряем, отрезаем и в итоге получаем примерно
такую конструкцию.
Сразу же скажу, что первая постановка машины на
«землю» заставила нас немного помолчать. Зад смотрит в небо, перед лежит
на отбойниках. Отлично : )
Поджимаем передние пружины, получаем нужную
высоту, задние в желаемом положении болтаются на корпусе амортизатора
сантиметров на шесть. До старта ралли 4 дня.
Ещё раз снимаю шляпу перед Kajma-Racing за
оперативность и заботу – ребята в воскресенье ночью высылают мне нужные
подпружинники, я с утра встречаю их на вокзале, ставлю, сход-развалимся
и вуаля! Всё получилось!
А про то, работает ли всё это, какие есть
нюансы, выиграли мы «Вятку» или сошли – следующая запись.
Спасибо, как всегда, семье в первую очередь. Опять
девочки натерпелись папу и мужа в гараже 30 часов в сутки. Смех смехом,
а недавно старшая дочь спросила меня, когда я приехал с Таллиннского
награждения: «Папа, а ты теперь у нас будешь жить?»
Огромное спасибо «Движению-автомасла». Эти ребята
никогда не подводят.
Спасибо Диме и Лёше из Kajma-Racing за чрезвычайно
качественную работу в подготовке подвески. Это ещё одни люди, которым не
всё равно.
Низкий поклон Андрею Чупракову за проделанные работы в
урочные и сверхурочные часы.
AKPP43.RU – всегда прецизионный подход к трансмиссиям.
Не подумайте, что мой блог превращается в рекламу. Я
искренне благодарен всем этим товарищам за понимание «нештатности» всех
моих задач. Мне очень повезло быть окружённым людьми и компаниями,
которым «не всё равно» и это очень важно.
Так, для затравки парочку фото оставлю здесь.
Автор:
Клим
Байков Первоисточник статьи:
https://www.drive2.ru/l/461634905797822091/ |
|