Привет.

     Постоянно строить – это наше всё.
     Мне очень повезло.
     Во-первых, волею счастливых обстоятельств, я выступаю на Жигулях и до сих пор всё это люблю.

     (Говорит мальчик Клим, 30 годиков)
 


     Во-вторых, у меня есть возможность постоянно их (Жигули) строить и перестраивать.
     Я недавно осознал, что ловлю примерно равную радость как от вождения моей спортивной машины, так и от процесса её совершенствования. Звучит, как слова самоистязателя, не так ли? )
     Я хорошо помню и сам на себе прочувствовал роль вечного строителя, когда весь сезон только что-то делаешь-делаешь-делаешь и совсем не ездишь. А когда первый раз поехал – не понял, зачем всё делал, так как почти всё забыл.
     Так же я знаю ребят с обратной стороны этой медали – они много ездят, выступают, но имеют много частых средних и мелких сложностей с машиной, а решить их все разом не желают, боясь «ввязаться» в пункт 1. (См. «вечный строитель»)
     Так вот, мне повезло. Или я сам всё так организовал? Мы много ездим и при этом постоянно что-то строим.
     Руки (скорее голову) в плане полёта мыслей уже почти год, как мне освободил Андрей Иваныч – мой механик. Его руки и голова могут то, что в техническом плане работ с машиной мне явно не по силам. Любая сложная и порой даже неточно мной поставленная задача без спеха становится блестящим результатом в его исполнении. Ну и самый важный плюс того, что я практически не работаю сейчас сам с машиной – это время.
     Во-первых, я могу работать на основной работе больше, не думая о гараже и подготовке техники. Это же хобби и его нужно оплачивать.
 

 

     Во-вторых, у меня появилось время на то, чтобы думать(!) об улучшении машины. И мне это очень нравится. Я читаю литературу по подготовке спортивной техники, смотрю, как исполнен тот или иной узел у иностранцев, почитываю за обедом западные форумы. Именно западные, потому что заднеприводной техники разных лет выпуска и степени подготовки у них – уйма. Всё, что доступно в России – отголоски материалов времён ВФТС и Сингуринди. Информация ценная, я эти книги читал, но во всех подобных материалах примерно описано как доработать именно Жигули, и как правило при этом они остаются Джигулями со всеми вытекающими. Меня же этот этап развития техники сейчас не интересует, так как круг неизменно замыкается на решениях а-ля Вихур или незабвенный ВФТС 30-40 летней давности.
     И благодаря этому творческому занятию, я изменил свой угол зрения на любимые Жигули. Я перестал относится к своей машине, как к Жигулям в привычной интерпретации. Это раллийный автомобиль с задним приводом, двухрычажной подвеской спереди и неразрезным мостом сзади, о спортивной подготовке которого написано огромное количество научных трудов. Короче. Если теперь, для какого-нибудь мнимого ))) плюса потребуется перекроить лонжерон – я его не пожалею.
 

 

     Когда я занимался работой с машиной сам, большинство сложных для дилетанта (меня) вещей, являлось нерушимой константой, то как геометрия подвесок, динамическое перемещение моста, распределение веса в статике и динамике, целый ворох разных подвесочных углов. Я просто не думал об этом и чинил машину лишь бы она ехала, потому что своими руками не смог бы ничего изменить в таких сложных материях.
     Теперь спектр возможностей расширился – Иваныч может буквально всё. И вот тут, друзья, мне пора «замахнуться на Уильяма нашего Шекспира». Цитата из «Берегись автомобиля» подходит тут отлично, так как большинство трудов по подготовке раллийной техники как раз сложены на родине Уильяма нашего.)

     Я нашёл очень много ссылок на технические книги тут: www.buildyourownracecar.com/

     Слежу за rallyanarchy.com
     А так же, поверхностно изучаю гигантский массив информации по подготовке англичанами Ford Escort Mk1&2.
     Вся уже вдоль и поперёк изрисована единственная годная и доступная в России книга Дэса Хаммила на эту тему.
     Так же заказал в бумаге вот такие труды, буду рисовать, чёркать и внедрять ))

 

 


 

     Знаю, знаю, что я наверняка 5 раз ошибусь и наверняка будут эпизоды, когда будет сделана гора работы, а лучше не станет или ещё хуже получится. Но что делать? На шестой раз всё будет отлично и мы ещё на шаг приблизимся к идеальным Жигулям.

     Что у нас на повестке дня «на земле»?
     В межсезонье у меня будет нормальный спортивный бак на месте заднего сиденья вместо Жигулёвской «пивной банки» в крыле.
 

 

     JAZ, пришёл сегодня
     Сейчас работаем над изменением соотношения хода сжатия и отбоя сзади. Жигули изначально не совсем удачно придуманы в этом месте и на гигантский ход отбоя, когда вывешено колесо, приходится 70-80 мм сжатия, столь важных и полезных для постоянного контакта колеса с дорогой и энергоёмкости подвески. Палка тут выходит о двух концах – мягкая, но энергоёмкая подвеска Жигулей – непременно высокая. А я хочу машину с низким центром тяжести и энергоёмкой подвеской.
     Так же, желая получить нужную для заднеприводной машины «статику» (зад чуть ниже переда) – мы вынуждены сокращать и эти (70-80мм) хода сжатия почти до 40 мм, а это уже никуда не годится. (Именно отсюда имеет корни хронически «отскакивающая» после прыжка задница «классики»). Сейчас перед финалом переносим в очередной раз точки крепления амортизаторов, добиваясь равенства ходов. Следующий шаг будет уже после финала – там дело пахнет хирургией с вырезанием стаканов, модификацией заднего короба и перекладкой трассы выпуска ))) Ещё я планирую начать эксперименты с длиной и соотношением сторон параллелограмма задних продольных тяг – это очень интересно!
     Забыл сказать, что делаем мы всё это на новом мосту.
 

 

     Загнуто!
     Да, я опять загнул Вольвомост. И да, я по прежнему считаю, что он чертовски надёжен.
 

 

     Огромное спасибо AKPP43.RU за переборку моих мостов за один день без лишних вопросов. Я им очень благодарен за заботу. От себя добавлю, что у меня всегда лежит один Вольвомост на запас – как раз для таких случаев)
 

 

     Это старый и даже на картинке виден изгиб. Так что если смотреть в отверстие полуоси, то редуктора не видно)
     Так же, спасибо моим друзьям «Движение-автомасла». В моём случае трансмиссионное масло льётся рекой. Новый мост-новое масло. Сломали коробку – новое масло. Поменяли пару – новое масло. Ребята – большие молодцы и очень сильно нам помогают.
Кстати, я только заметил, что у меня скопилось столько Вольвомостов, что сам не могу понять почему у меня до сих пор нет Вольво )))
 

 

Теперь мы переработали длину пластины усилителя, и он будет намного длиннее (старый мост изогнулся по чулкам ровно в том месте, где кончается усилитель).
 

 

 

     Конечно, я не инженер и у меня нет технического образования (а пригодилось бы), но я стараюсь внедрять то, что понимаю сам, в чём прочувствую необходимость. И в моём случае именно общая информация по подготовке спортивной техники даёт много интересного. И заставляет думать.
     Совсем забыл, что я со Стасом Лопатиным справа, в конце сентября, проехал местное ралли «Кучелапы» для проверки новых тормозов и общей тренировки. Проехали отлично, вторые в абсолюте)
 

 

Из бытового – снова частично новый свет. Верхнюю балку в люстре я заменил на американский RIGID.
 

 

 

     Из представленного в РФ, только у них есть так называемый «сверхдальний» свет (Hyperspot) с углом рассеивания в 5 градусов. Именно дальний-дальний, чего мне так не хватало. Китай светит отлично и ярко, но недостаточно далеко. Кстати, именно эти балки стоят на актуальных Дакаровских КАМАЗах.
 

 

     Так что вот, такой вот промежуточный итог. Мы работаем изо всех сил для выступления на финале на острове Saaremaa, где нас ждут 26 участников в нашем классе, примерно 190 экипажей всего в канале и в нашем случае, борьба за место на подиуме.
Ваш безумный теоретик-практик, Байков Клим.
 

 

 

 

Автор: Клим Байков   Первоисточник статьи: https://www.drive2.ru/l/484532235446255644/

 

 

 

 

 

 

Гнутый Вольвомост, гаражный инжиниринг, RIGID и чтение книг.

WRC-Maxi спецификация не за горами. Новые тормоза

Первый эстонский подиум 2017. Ралли Южная Эстония

Rally Tartu 2017. Тартусский Гамбит

Большой ремонт в середине сезона

Ралли "Западная Эстония 2017". Laane-Eesti.

Rally Harju 2017. "Парень задушевный – разрывными стреляет"

Техника молодёжи 2017.

Rally Masters Show 2017 Четыре победы и секвенталка

Ралли "Малахит 2017". Лукас и спойлер.

Ралли "Aluksne 2017". Жмём Сольбергу руку.

Ралли "Вятка-2017". Дома нам нравится.

Межсезонье 2016-2017. Вятский стиль.

Saaremaa 2016. Бронзовые чемпионы Эстонии.

Ралли Тарту 2016. Кратко о вступлении в клуб "ГГ" и анонс финала сезона.

Ралли "Таллин 2016". Рука Гардемайстера.

Ралли Южная Эстония. Сумпо!

Ралли "Западная Эстония" - наш первый подиум на Эстонской земле или польза минусов!

Rally Harju 2016. Победа Панталона!

Rally Kurzeme 2016. LADA Attack!

Rally Masters Show 2016, Резиновая наука!

Ралли "Барда-2016": испытываем Жигули в Перми.

Rally Saaremaa 2015. Жигули на острове.

Rally Elektrenai 2015. Итоги Литовского сезона.

300 Lakes Rally 2015: День Рождения дочки и ППР.

Как построить надёжные Жигули? Часть 2.

Как построить надёжные Жигули? Часть 1.

Rally Utena 2015: по старой схеме.

Московские Потешки, Rally Master Show - 2015