|
Ралли Электрическ (Генераторск)
2015.
Эта гонка – третья в
серии Lada Classic Cup, она же финальная.
Внимательный читатель
знает, что эпопея с нашими «походами в Литовское княжество» в этом
сезоне завершилась. Невнимательным – напоминаю, что в этом сезоне мы с
Андреем Руслановичем Клещёвым неистово давили газ на четырёх гонках
чемпионата Литвы, три из которых входят в зачёт Lada Classic cup (Halls
Winter Rally, Rally Utena, Rally Elektrenai). Четвёртая гонка — Rally
300 Lakes, она в эту систему не входит. Почему это так, и о моих личных
впечатлениях от сезона, проведённого почти полностью в Литве, будет
сказано ниже, в конце заметки, где я позволю себе пространно
поразмышлять.
А пока, по традиции –
путевые наблюдения и вести с полей)
Про дорогу уж не
буду, хорошо? А то уж больно привычно стало всё, даже на заправках одних
и тех же заправляемся уже! Одно отмечу особо, что мне было чрезвычайно
приятно. На погранпереходе Патерниеки (как-никак уже в пятый раз там
едем) меня сходу спрашивает латвийский пограничник :
— Ну как, поменяли
шпильки после той гонки?)
— Конечно, говорю,
поменяли!
Рассказал ему, что мы
ещё поменяли, границу мы прошли минут за 15)
Гостиниц свободных,
естественно, в 14-тысячном Электренае не было. А город Электренай – это
один огромный генератор мощностью 1800 мВт, построенный в 1961 году.
Похож, кстати, на наш Чепецк! Жили мы в малюсеньком городке Виевис, что
в 10 километрах. Наконец-то наша банда была в полном, старом составе, а
значит: А.Р. Клещёв, Максим и Павел Усатовы, и, собственно, я!)
Как меня
проинформировал «Знайка мирового ралли» Андрей Русланович, гонка с таким
названием и конфигурацией проводится впервые, однако большинство
спецучастков в разные времена применялись на ралли «Вильнюс», «Каунас»,
а так же на приснопамятных гонках времён СССР. Если честно, так
называемая «выдержка временем» этих спецучастков отчётливо ощущалась на
прописи. То есть, даже мне было видно, где дорога видела «раллийную
кузькину мать», с прекрасным профилем и поворотами, а где организаторы
были вынуждены соединить эти прекрасные дороги «новыми» кусочками.
Другое дело, что огромная часть прекрасных и сложных, на мой взгляд,
дорог, которые 10-20-30 лет назад точно чувствовали на себе грунтовый
Мишлен, а может даже и НИИШП) нынче покрыты асфальтом шириной в полторы
машины, и для ралли уже никогда не сгодятся.
Но мне на прописи
трасса понравилась, особенно три подряд классных прыжка, которые можно
прыгать, не отпуская педаль совсем, если бы не хитрый поворот в конце.
Вся гонка – это 4
спецучастка, каждый проезжается дважды.
Так вот, первую
секцию едем задорно, без особенностей.
И, если честно, без
особого накала. Борьба, блин, пропала сразу)
Довилас, как и
всегда, укатил от нас года на три. Я, конечно, понимал что он эти СУ
знает наизусть, наверняка ездил их, а может, их ездил ещё и его папа,
советский гонщик Видмантас Чутеле, который был вице-чемпионом СССР по
ралли 1966 года в зачете Запорожцев.
Церемония
торжественного старта началась с минуты молчания по Видмантасу. К
великому сожалению, он недавно умер. Если читаешь это, Довилас, прими
соболезнования ещё раз.
Я уже много минут
сижу и думаю, что же ещё поведать вам красочного про гонку. Ничего
толком не могу рассказать. Как-то штатно всё проходило, понимаете?
Дороги очень хороши, кроме СУ первой секции, которые раскопали ещё на
первом проходе. Я даже умудрился там сильно замять приёмную трубу
выпускного коллектора, которую даже ростовская колея в 2012 году взять
не могла) А кто там был – понимает, о чём речь.
Вторая и третья
секции ничем особо не приметились, кроме вышеназванных трамплинов,
последний из которых пришлось поправить на «не очень прыгать», так как
попасть после него «на полных парах» в поворот оказалось непросто.
Так же помню
интересный поворот налево у озера, где мы сломали об кусты последнее,
второе зеркало. К слову, к нашему проезду, в этом повороте сложил шпагу
месье Буланцев и госпожа Данилова. Мы пытались там соскользнуть в
болото, у них это вышло результативнее)
А ещё на 6 СУ впервые
за 5 лет жигулизма случилось то, чего боится до мурашек любой человек,
обучающийся вождению на классике.
У меня в руках
остался рычаг переключения передач) То есть, сам рычаг спал с
коротенького рычага, который выходит из КПП. Ощущения занятные, скажу я
вам. Я сообразил, что выпустить рычаг из руки и совсем потерять его я
никак не могу – дотянуться, будучи пристёгнутым, до малюсенького штыря
на КПП, а уж тем более переключать им передачи я никак не смогу.
Ну ничего, доехали,
хотя, конечно, время потеряли.
На 4 секцию уходим
вторыми, за нами Тадас Каушакис примерно в сорока секундах, впереди
Довилас, 1:40. Пока, конечно, и говорить нам нечего о том, чтобы его
догнать, или, хотя бы держать соизмеримый темп. Судите сами: о чём можно
говорить, если этот человек в итоге заехал на 3-е место в двухлитровом
классе в компании А-групповых Астры и Сивика? Говорить не о чем.
Седьмой СУ.
На второй трети
дистанции после ровного и простого поворота налево наш Жигуль опасно
потянуло вправо, я сразу смекнул, что отпало колесо, только на этот раз
переднее. Блин. Если это ещё раз шпильки – я сам себе не хозяин. Не
шпильки. Сломало ось поворотного кулака. Ещё раз замечу – это произошло
на ровной поверхности.
Досада, скажу я вам.
Меня совсем не расстроила перспектива что-то потерять в нашем зачёте
Lada Classic Cup, мне сейчас больше всего нужны накат и результативные
финиши по технике. И два раза подряд мы сходим, грубо говоря, по фигне.
Позволю себе краткий
технический анализ этого казуса, потом перейду к обещанным итогам. Итак,
я много раз слышал, что на раллийной классике у многих моих знакомых
ломало этот кулак. У меня за 5 лет НИ РАЗУ. И я, честно, говоря,
расслабился. А Жигули, это ведь вам не Тойота – расслабляться нельзя!
Пробег этого конкретного кулака составляет 500 боевых километров, все по
ровным прибалтийским дорогам. Предыдущие ходили сезон в Кубке России и
ничего, потом менял превентивно. Думаю, надёжность этого узла находится
на стыке двух таких категорий как удача и откровенно дерьмовое качество
новых запчастей. Это был кулак из магазина, а удачи с ним не было) На
срезе оси видно совершенно разную структуру материала от края к центру.
Теперь я буду менять кулаки раз в две гонки, или после каждого жёсткого
удара или неудачного прыжка. Стоимость их ничтожна, время на замену 30
минут с перерывом на чай, а вот последствия не очень. Так же, пришлось
менять суппорт Proma, у которого оторвало уши крепления и колодки.
Так что – какую бы
неприятность сход из себя не представлял, я отношусь к этому позитивно –
впереди много гонок, ещё погоняем. А вот кулаки я буду теперь менять
почаще!
Итоги. Мы проехали 4
гонки в Чемпионате Литвы из 6. То есть, формально, могли бы принять
участие и в самом чемпионате. Вот только дело в том, что полноценного
класса для автомобилей 1600 в Литве не существует. Серьёзные пацаны
играют только в 2-х литровые игрушки, как именно играют, я рассказал
чуть раньше. Мы же, серьёзными пацанами «Там» не считаемся. Поэтому,
ехали мы, исключительно в Lada Classic Cup, по приглашению Дзинтарса
Каулкальнса. Но ведь, Прибалтика – это не только Литва, правильно?
А теперь, пришло
время для непатриотических мыслей, или почему лучше (лично мне) ездить
«там». Если вы, читатель, хотели почитать про гонку, то это всё. Дальше
я подумаю об итогах и перпективах.
Вернусь к тому, что я
решил попробовать поехать «там» после 1,5 сезонов в Кубке России. Ехали
всё подряд от «Пскова» до «Малахита» по горизонтали и от «Яккимы» до
«Кубани» по вертикали. Ясно, что выиграли мы немного, не забывайте, что
и дредноут у нас соответствующий, и я — более, чем далёк от
совершенства. Плюсом наложилось моё личное непонимание формата кубка,
когда в нём около 26 этапов и финал-лотерея, часто слабые по качеству.
Нет, нет, прекрасные гонки и среди них были, да и многим организаторам
(Тимур, Олег, Галина, привет!) я готов кланяться за их подход и
неугомонность, но вот общий осадочек в конце года был подпорчен куда
менее интересными гонками, на которые из-за формата серии всё равно
придётся ездить. Тут «назло» подвернулась возможность съездить на 300
озёр летом 2014 года. Я увидел хорошие дороги, я увидел большой канал
участников, я увидел подход организаторов, а так же, что немаловажно, я
точно подсчитал средства, потраченные на эту гонку. Для того, чтобы ещё
раз убедится в правильности выбираемого направления проехал Saaremaa
Rally 2014, снова скурпулёзно всё подсчитал. Чтобы уж совсем всё точно
понять — проехал Halls Winter Rally 2015 – чтобы освоится в новой
реальности – курс тогда как раз был 77. И офигел, простите.
Даже в новой
экономической реальности мне выходит, как правило, не дороже, а иногда и
дешевле выступать в Прибалтике. Удивительно, но факт.
Первое. Как вы уже
знаете, у меня нет домашних гонок, до любых толковых ралли далеко, так
что вопрос расстояния нивелируется. Честно, я этому рад, что не привязан
накрепко, как, например, уральцы к Асбесту (тоже гонка отличная, но дело
в том, что я был там 10 раз), а могу ехать куда захочу – везде далеко!
Второе. Дороги там
лучше. Я прекрасно понимаю, что и Прибалтике есть слабые гонки и в
России есть очень сильные. Но, общий уровень качества трасс всё-таки
много выше. Это прямо сказывается на стоимости послегоночного ремонта. С
улыбкой вспоминаю ревизию машины после «Выборга», когда всё, что ниже
линии стёкол нуждалось в ремонте или замене)
Третье. Возможность выбора. Прибалтика маленькая, расстояния невелики, а
значит выбрать, куда ехать можно очень легко. От Вильнюса до Таллина 610
км, а гонок сосредоточено на этом «пятачке» немеряно. Три страны, три
федерации, три чемпионата, миллиард спринтов. Конкуренция, однако!
Характер трасс везде разный, по нраву найдётся совершенно любому, классы
автомобилей превсяческие, аж грузовики ездят.
Четвёртое. Фин.
часть.
Я упорно продолжаю
считать потраченные на гонки средства в формате руб./гоночный километр.
Ясно, что за подиум в гонке, длиною в 150 км кубок получишь только один,
в то же время это почти две гонки Кубка России. Для меня куда важнее
накат, полученный в итоге, а он как раз, меряется количеством пройденных
километров, а не количеством гонок. В обратном случае можно проехать 20
спринтов по 5 километров за сезон и стать самым титулованным) А как же,
20 гонок за сезон!)
Жить в гостиницах и у хозяев до сих пор можно по вменяемым ценам, кушать
ещё дешевле, чем в России, спортивные покрышки там до сих пор много
дешевле, чем у нас.
Так вот, сухие цифры
для интересующихся:
Этап Кубка России
обходился примерно в 60-70 тыс. руб. (это затраты непосредственно на
выезд).
Нынешняя любая пройденная нами Литовская или Эстонская гонка обходилась
примерно в 100 тыс. руб.
Но она длиннее почти в два раза! Эмоциональную разницу и сравнивать не
стоит, а «полезность» пройденной дистанции и тем более. И это при
нынешнем высоком курсе. Интересно, сколько всё это стоило раньше при
курсе в 40?)) Страшно представить, как Кубок России выдерживал такую
конкуренцию. Стоит ли это того? Определённо стоит!
Так вот, мои дорогие.
По итогам Литовских гонок 2015 я делаю личный вывод – ездить «туда»
можно и нужно! При умелом подходе тратить можно и меньше. Плюс есть ещё
Латвия и Эстония, где я ещё толком не был, а Литовское первенство, как
мне кажется, не самое сильное из этих трёх.
Промежуточный итог
таков: сезон в Литве прошёл на «Ура!», впереди заключительный старт в
этом году – Rally Saaremaa 2015 в Эстонии!
Я же, на следующий
год я прицеливаюсь «туда», но туда, где есть 1600 и на полноценный
сезон, так что Lada Classic Cup, уж как-нибудь обойдётесь без нас в
следующем году?:)
Расскажу куда точно, как только утвердится календарь гонок 2016 и мои
планы на следующий год.
Спасибо всем
приобретённым за этот сезон литовским друзьям.
Мощнейшее спасибо,
как и всегда «Движению-автомасла» за крайне ощутимую поддержку в
нынешние времена. Искренне рад, что судьба свела меня с такими простыми
и конкретными ребятами, как вы. Огонь!
Автор:
Клим
Байков
Первоисточник статьи:
https://www.drive2.ru/l/7718671/ |
|