|
Всем привет, я Клим Байков!
После июньской бронзовой «Западной Эстонии» быстрым
вжиком мимо уха пронеслись два месяца. Два месяца, которые почти
экваториально делят Эстонский чемпионат пополам. Достаточно времени,
чтобы поработать, расслабиться, набрать баллов дома :- )) И я набирал.
В начале июля мы всей семьёй, навьючив труженицу
Тундру, на две недели двинули немножко отдохнуть и показать дочкам море,
а то с папиными гонками три года дальше фазенды (Дуброуки))) нигде не
были. Куда ехать, я решил быстро. Ну конечно, в Прибалтику! Неделя в
Латвии и неделя в Эстонии прошли в огромную радость для всех.
Так как блог о гонках, то про цены на детское
пюре в Европе, оставленный дома ноутбук с мультиками и две тысячи
километров с двумя детьми на машине, я писать не буду, это тема
отдельной записи.
А гонки тут вот при чём. Ровно в середине поездки
случайно (совершенно!) в окрестностях Тарту проходил этап Чемпионата
Европы “Rally Estonia”, куда мы, естественно заехали на три дня
посмотреть. Конечно, я никогда не был на WRC, но европейский этап меня
очень впечатлил. Мощный размах мероприятия, тысячи зрителей, взвинченная
высокооктановая атмосфера, ворвавшаяся в старый город – это дорогого
стоит, а ещё дорогого стоит пиво по 3,5 Евро. Искренне благодарен моей
любимой жене и детям, за то, что всё это выдержали, потому что на
обещанный пляжный отдых это походит как мотоцикл Урал с коляской на
Ducati.
Так вот, визуальная разведка была проведена
успешно, так как через месяц (12-13 августа) ралли «Южная Эстония»
пройдёт примерно в тех краях и характер дорог ясен, вернее ясно то, что
ничего не ясно – дороги сложнее некуда! )))
Справедливости ради, надо отметить ещё одно событие, а
так же его последствия и причины. Полноценная запись об этом будет
отдельная, так как интересует только технарей. Во время двухмесячного
перерыва я не только отдыхал. Я радикально ворвался в рулевое управление
Жигулей. Теперь у меня рулевая рейка от Golf 2 с потрохами Quaife (2,9
оборота). Работает отлично, но из-за качества китайского корпуса рейки,
ровно за 7 дней до выезда в Эстонию, на местном межгалактическом ралли «Истобенский
огурец» (да, серьёзно так называется и я специально поехал его для
проверки нового железа) я мощно переворачиваюсь. Да, мы всё успели
починить, да и рейку тоже.
Ровно шесть суток до выезда в Южную Эстонию
Эстонская гонка проходила вокруг г. Выру и является для
нас почти «домашней» — всего 1850 км от Кирова, все остальные дальше.
Жили мы рядом, в маленькой деревеньке Рыуге, где, кстати, в субботу
проходил (страшно подумать) Рыугский (Рыугский!) фестиваль караоке! Так
же, буквально за углом расположилась самая большая гора в Эстонии
Suur-Munamägi, высота 318 м. Я все переживал за тех отважных
альпинистов, что стиснув зубы туда карабкаются, ну не безумцы, а?
Так вот – о гонке! Понять, что будет очень
сложно, я успел ещё тогда, когда, миновав границу, послушал навигатор и
отправился в наш дом в Рыуге «короткой» дорогой. Естественно, через пару
километров она заставила нас с Сан Борисычем свернуть с трассы на гравий
и тут началось. Бесконечные подъёмы – спуски, встроенные в них повороты
различной крутизны, вплоть до очень большой, хитрые нелогичные,
невидимые связки и прочие столь редкие в России бонусы. Когда мы
приехали к снятому домику, оказалось, что мы только что двигались по
спецучастку Чемпионата Европы месячной давности. Для того чтоб наглядно
представить характер дорог Южной Эстонии, предлагаю вам прямо сейчас как
попало смять скатерть, что на столе – это местность, у нас получилась
карта в масштабе. Теперь надо взять котёнка, дать ему клубок ниток,
попросить нанести на нашу карту сеть дорог, через полчаса трасса готова.
Вот такие и есть местные трассы – ровные, широкие, мягкие, но до ужаса
нелогичные! Один мой латвийский товарищ накануне рассказал мне, что у
финнов, на их, во многом схожих дорогах, есть термин в стенограмме «Сумпо!»
(не знаю точно как пишется). Это означает примерно: «Извини, братан,
дальше логики у дороги нет, описать ее невозможно, давай едь по глазам,
держись». Так вот и здесь, жуткий, но интересный «Сумпо» встречался
повсеместно.
Сразу на прописи (и местные подтвердили) стало
ясно, что если ты:
А) Не Лукьянюк
Б) Не родился и не вырос здесь
То эти дороги с первого раза не взять. Мы, впервые за
сезон, воспользовались возможностью писать и проверять трассу три раза
(на всех российских гонках можно только два). До этого всегда я старался
укладывать себя в два «законных» российских проезда, чтобы не
расслабляться. Здесь же, по крайней мере у меня, на прописи, первый
проход и запись стенограммы вышли едва лишь небрежным черновиком, по
сравнению с третьим проездом, правок было очень много. Ещё раз повторю –
очень сложно!
Огромное спасибо Jan Pantalon (штурману экипажа –
победителя в нашем классе) за серию полезных подсказок после прописи. Он
ездил тут уже много раз и объяснил, что есть пара мест, которые выглядят
просто, но на деле весьма опасны. Нужно их просто знать и мы их
пометили, ощутив себя чуть-чуть местными.
Пятничная гоночная секция мне далась непросто.
Я ехал слабо и небыстро. Во-первых потому что к новому «короткому»
рулевому пришлось привыкать. Пришлось бороться с привычкой управлять
машиной, как штурвалом корабля – то есть крутнул в одну сторону,
подождал, остановил! Пришлось быстро-быстро осваиваться с новой, более
скупой и аккуратной рулёжкой. Во-вторых, вышеупомянутые дороги, так и
подмывали дать дрозда куда –нибудь в поле или канаву! После вечера
пятницы мы на пятом месте в классе, в семи секундах впереди Кяхр/Патналон,
в семи десятых сзади напирает WRC-Москвич Силласте.
В субботу днём и до самого вечера зарядил дождь
и приспосабливаться пришлось ещё и к нему, жаль, что не сразу удалось
сообразить, что покрытие это, подмоченное дождём, имеет ещё бОльший
зацеп на траектории. Но зато оно беспощадно, если не дай Бог выехать на
«отработку». Круглые маленькие сырые камушки мигом и с радостью направят
машину туда, куда пилот хочет меньше всего.
Сложные дороги тут же отразились на характере сходов. Дважды за гонку
мне попадались «места-магниты», где в неизменно «списанном» виде лежали
по три-четыре машины. Судите сами – на этой гонке сошёл 21 экипаж, из
них вылетели с трассы 10, думаю, что все 10 с очень серьёзными
повреждениями техники, многие не продолжат борьбу в чемпионате, потому
что надо фактически заново строить машину. Эх, дорожки)
В одном из виражей ПОСЛЕ ФИНИША! 5 СУ “Samm Mets”
ложатся в поле сразу три автомобиля, никого из них новичками не назовёшь
: заслуженный простуженный Lembit Soe на Toyota Starlet, чемпион Эстонии
2014 в нашем классе Rainer Meus и BMW M3 Peeter Kaibald. На этих
дорогах, даже местные убираются и даже после финиша:
Для нас новостью стала «плотность» стенограммы.
Андрей Русланович пару раз терялся из-за обилия позиций в стенограмме на
километр дистанции. Дороги, вообщем-то быстрые, средняя скорость в нашем
классе ни разу не падала ниже 103 км/ч. Думаю, что раллистам кое-что
скажет тот факт, что за всю гонку у нас в стенограмме был лишь один
прямик в 350 метров и всё, всё остальное меньше. Андрей говорил, что
порой не получается поднять голову, чтобы чуть точнее привязаться к
действительности.
Ах, да! Ещё один нюанс, правильно
характеризующий дороги. Всегда, на старте СУ, который в гонке мы поедем
ещё раз, Андрей мне говорит, что его можно править. И мы часто, прямо в
гонке, вносим коррективы. На Южной Эстонии у меня несколько раз
возникали мысли внести правку, но штурманской работы настолько много,
что я даже не успевал сказать о правке, как мы уже пролетаем одну-две
связки. Стоит мне хоть что-то вякнуть, как мы неминуемо «потеряемся». То
есть думать о правках я успевал, вносить их – нет! Это у нас впервые.
В целом, для нас основной гоночный день прошёл ровно и
недраматично. Наверное из-за того, что после схода по технике
лидировавшего Тянака, мы, оказавшись на третьей позиции, и имели весьма
комфортное положение – в минуте спереди братья Виллу (Starlet), в минуте
позади Силласте. Я решил, что до второго места нам никак не добраться, а
опасный жёлтый Москвич позади нас, угрозы не представляет.
Поэтому две финальных секции мы ехали
совершенно без «героизма», поддерживая актуальным комфортный запас. На
финише мы третьи, и облившись шампанским, получаем такие желанные
«бронзовые» кубки!
Занимателен тот факт, что в одни даты с этой
гонкой в Литве проходило уже хорошо знакомое нам ралли “300 Lakes”.
Более того, нас туда звали и приглашали без стартового взноса. Конечно,
мы и не думали туда ехать, так как едем Эстонский чемпионат целиком. НО!
(Андрей Русланович уже написал в своей статье об этом, но я не вижу
большого греха в том, чтобы повториться). Gatis Klemencis (2WD Racing
Services) перед стартом сказал нам одну вещь, которую я надолго
запомнил, ибо подтвердилась она на 100%.
«Если вам хочется вертолётов, девушек на старте и толпы
зрителей – то вам на «300 озёр», если хотите понять, что вы стоите, как
раллисты – то вам сюда, в Южную Эстонию». Я вообще, охарактеризовал бы
это ралли как 100% «гонка для гонщиков». Посмотрите сами: старт совсем
без пафоса на нецентральной площади Выру, финиш такой же (однако отмечу,
что после награждения победителей, через финишный створ с комментариями
ведущего проехали ВСЕ! финишировавшие участники). Согласитесь, это очень
приятно, я такое вижу впервые. После каждой секции ралли мы все
проезжали через мойку не для того, чтобы были красивые фотографии на
очередном городском суперспешл, а, очевидно, для того, чтоб было удобно
работать с машиной на сервисе. Минимум перегонов, доступность жилья и
огромная сеть невероятных дорог вокруг. То что надо! Кстати, я нисколько
не против «300 озёр», просто если сравнивать «спортивную» часть ралли,
то сомнений быть не может.
Организатор этой гонки Gabriel Muursepp, я
искренне ему благодарен за такое мероприятие, сделанное явно человеком,
который когда-то гонял и представляет, что важно для раллистов, а что не
очень. Мой поклон!
Пожалуй. Даже не пожалуй, а точно! Это – лучшие дороги,
по которым мне довелось ездить. Это те самые дороги, на которых можно
много чему научиться, те дороги, которые, на мой взгляд, кроме
качественной стенограммы, требуют особого чувства местных дорог, которое
придёт с большим опытом. Те дороги, которые требуют изрядную доли
разумной отваги и ещё новые шины.
Огромное спасибо, как и всегда ООО «Движение-автомасла»
avtomasla.su за полноценную поддержку наших эстонских выездов.
А так же всей моей семье за понимание. Обнимаю!
P.S.
После этой гонки Жигули остались в Эстонии, я приехал
домой налегке. Важный момент, не правда ли? Так я поступил потому что
Ralli Tallinn уже на носу. Сегодня пятница, а выезжать мне уже в
Я нисколько не жалуюсь, наоборот очень приятно
иметь возможность гонять так много. Ещё раз огромное спасибо «Движению»
и семье!
P.P.S. По дороге обратно произошёл один очень
позитивный эпизод, о котором нельзя не написать. Сан Борисыч Черепанов
из г. Пермь, который по возможности ездит с нами в роли механика и
повара, в обычной жизни владеет чудным музеем правильных автомобилей
vk.com/avtoretro59 . Так вот, у него давно на примете был Москвич из
глухой деревни рядом с Великими Луками. Едем мимо, почему не заехать?)
Мы и заехали. Очень весёлый и бодрый дедушка (профессор-агроном) с
радостью и шутками передал Саше в музей своё сокровище. 1975 год, всю
жизнь он – хозяин, всё родное, чёрные номера. Очень добрая и
удивительная встреча.
На Ралли Таллин едем двумя машинами и прицепами с целью
забрать в Пермь это чудо.
Так же огромное спасибо Марку Алексееву за шикарные
фотогроафии.
Автор:
Клим
Байков Первоисточник статьи:
https://www.drive2.ru/l/451982293217575065/ |
|