Начать, думаю, стоит с того, что эта гонка в 2015 году не является для нас частью никакого турнира, кубка или системы. Это просто отличная гонка, думаю, что лучшая, доступная нам в Прибалтике, возможно, лишь за исключением Курземе. Где я пока что не был. Получилось, что мы, как часть огромной лавины, полчища ралли-туристов из самых разных стран устремились на эстонский остров Сааремаа, где 9-10 октября проходил финал чемпионата Эстонии по ралли. Причём, как мне кажется, лишь немногим более (а может и менее) половины участников этого конкретного ралли принимали участие в каком-нибудь другом этапе чемпионата Эстонии. То есть люди, даже многие эстонцы (этим словам можно верить, это не моя болтовня — так сказал А.Р. Клещёв) выезжают раз в году и только сюда.

 

Традиционный паромЪ
 

     Так хороша эта гонка.
     Попав сюда во второй раз (запись о «крыше» в 2014 году есть ниже) я лишь утвердился в одном очень интересном ощущении, которое забылось в том году, в этом же достаточно окрепло, чтоб я был готов о нём написать. Думаю, это ощущение рождает синхронное, ежегодное прибытие ~150 участников, тысяч зрителей на маленький седой остров с древней историей. Удивительный гоночный праздник, когда мне, как непосредственному участнику, кажется что ты нашел клад, сокровища. Но не то барахло, что можно представить, как золото и бриллианты, а сокровище, так скажем, узкой специализации — клад увлеченного человека. Вроде как заклятому меломану-инструменталисту найти на барахолке Fender Stratocaster времён Вудстока (очень знаменитая электрогитара) или филателисту наткнуться в бабушкином сундуке на непочатый мешок с новыми старыми марками разных стран. Понимаете? Заурядный человек пройдёт мимо. Увлечённый же (в нашем случае — бензиноголовый) ни в коем случае. Я использовал именно это слово, потому что потратил время, а точной русскоязычной альтернативы английскому “Petrolhead” не нашёл.

 

Это просто так. Отличное фото от И. Фёдорова для понимания местной красоты. Почти как в Асбесте!
 

     Реальность.
 

     Как снег на голову сразу же, ещё до прописи, на нас упал Сааремский хозмаг. Понимаете? Сааремский хозмаг. Там есть всё: НОВЫЕ двери от ГАЗ 52 (22 Евро- штучка),

 

 

     токарные резцы, уздечки для лошадей, новые блок-фары на 2108 производства СССР (100 Евро),

 

 

     тысячи болтиков, сальников и прочей привлекательной мелочи. Я подумал тут, что меня привлекают достаточно странные в общепринятом смысле вещи. Зато, тут же понял я – если Жигули будут артачиться и поедут плохо – благодаря этому ассортименту починить можно будет абсолютно всё.

 

 

     Пропись.

     Исключительные дороги, которые принуждают, просто заставляют улыбаться и кайфовать еще на прописи! Особенно впечатляют "классические советские" СУ-сразу ясно становится, откуда у этой гонки такая популярность и история.
На ознакомлении, как и всегда, применялась GPS система. Не без казусов, с этим связанных, но к счастью — не у нас. Финский экипаж №51 господин Nokkanen на BMW проштрафились на 2200 евро (ДВЕ ДВЕСТИ!), так же были товарищи богатеи в районе 1500. К слову, эти финны в первый день сошли! Уверен, что главный организатор гонки, хозяин системы слежения и мэр Куресааре лично чинили ему машину всю ночь после такого взноса! Но тщетно, он потом всё равно сошёл.

     Путевая заметка для потенциальных ралли-туристов. На Саареме мы кушали в кафе, которое я на свой страх риск и малый гастрономический опыт готов назвать самым вкусным из всех мест, где я кушал в мире (кроме дома! Да-да, Анечка!))). Оно находится в посёлке Lumanda, в здании школы 19 века. В меню 3-4 горячих блюда и один-два супа. Всё. Но как это всё вкусно, я описать, увы, не смогу – не владею языком в достаточной мере.

 

Это не то кафе, то вы найдёте сами.
 

     Пора бы что-то о гонке написать, не? Уже почти пишу, осталось сказать вам о двух технических новшествах, достойных внимания.
     Первое – мы ехали на новых покрышках Pirelli К4. А на новых покрышках я не ездил аж 3,5 года. Серьёзные пацаны, которые на каждую секцию ставят по 2 новых колеса – вам смешно?))))Да-да! В моём случае покрышки служат не гонку, они должны минимум протянуть пол-сезона :)))))
     Второе – новый светодиодный свет.

 

 

 

     Первый СУ."E-Profiil" Сложняк. Ночь, сухо. Спецучасток очень многогранный- сначала узко-узко по деревне, потом широко, потом асфальт и еще много сюрпризиков. По-честному сказать-волновался я много сильнее обычного перед стартом первого СУ. Антураж и атмосфера гонки настраивала на полную отдачу и ответственность, понимание уровня конкурентов в классе еще усиливало волнительное ощущение. Но к первой серьезной ошибке привело не это. Мы явно оптимистично записали один правый первый поворот сразу после "зоны", в который, естественно, не попали и прямо нырнули в поле! В поле, господа, на первом СУ! Я сразу же вспомнил нашу прошлогодний манёвр "оверкиль" и подсобрался. Закончить такую интересную гонку так скоро и так бесславно мне хотелось меньше всего) Благо, что дорога не имела дренажных канав и мы метров через 100, совершенно без последствий для Жигуля, уже вернулись на дорогу. Вторую сильную ошибку на этом СУ я допустил при съезде с длиннющего асфальтового прямика на грунт: опоздал с торможением. Ручник-сцепление-первая передача-мать перемать! Я, конечно, сам — тот еще василёк, но тут, отчасти, причина в незнакомых мне новых колодках и новых покрышках. Думаю, в общем, секунд 20 на все эти маневры мы спустили. Время в классе-одиннадцатое. Одиннадцатое!:-)))))

 

Первая фаза вылета!


     Второй СУ "Grand Rose" ехали нормально, ни отлично, но и не блестяще. Аккуратненько с запасиком, более-менее результативно. Очень, на мой взгляд, интересная асфальтовый часть была в каком-то затрапезном хуторе: узенькая лента асфальта неистово петляет между вековыми деревьями и традиционными Сааремскими заборами из природных камней, а для особо хитрых и буйных в апексах всех (ВСЕХ!) виражей стоят бетонные блоки, поставленные с целью радикального присмирнения "срезчиков". На деле все эти устрашающие конструкции оказались не страшными, а хорошо видными и логичными. Вот только интересно — как по этой дороге без последствий смогли просочиться грузовички? Результат в классе-пятый.

     Третий, целиком асфальтовый, СУ "Silveston 1" подарил огромное удовольствие, хотя результат так себе! Доп, которого не было в 2014, нынче предстал во всей своей красе. Классные виражи через брусчатку, срезочки по бордюрам, освещение, ну и главное-огромное количество зрителей и все это в центре Куресааре-главного города острова! Даже как-то дух поднимается внутренний, знаете ли!) ехал я так себе, все еще закладывая огромную дельту на незнакомые покрышки. Нет, вы не подумайте, новые Пирелли работают отлично, просто характер их я до конца не распознал. Третий доп, к сожалению, эффектно выбил из борьбы финский третий Лансер-ребята в одном повороте как будто совсем не планировали поворачивать и прямой наводкой поразили сквер.

 

     Отмечу невероятный факт-на этом спецучастке небезызвестный многим любителям ралли Отт Тянак, оказался третьим в абсолюте. Третьим из 137! На двухлитровой заднеприводной Тойоте Старлет! Мощь? Парень с острова, не иначе.

 

 

     Я же, сделал очередной технический вывод по итогам первой ночной секции. Мой новый светодиодный свет — гааавно! Конечно, не совсем откровенное, но старая моя люстра, которая стоила 3000 рублей светила примерно так же. Уверен, что дорогие световые элементы от Rigid или Lazer светят лучше моих Шибергов, многие используют именно их. Но цена, господа) так что мой вывод: если не готовы потратить очень много (как и я) на самые топовые диодные системы — не морочьте сами себе голову — старые добрые галогеновые прожекторы освещают дорогу к победе многим экипажам из первой десятки абсолюта.

     Для нас вечерний сервис ограничился штатной проверкой автомобиля, ничего особого мы не нашли. Вот ведь как бывает: дальше я опишу настигнувшую нас техническую неурядицу, которой надо же было появиться именно с утра второго дня гонки, а не вечером первого.

 

 

     На четвертом СУ “Alexela” (первый СУ второго дня) едем неплохо, но появляется неприятная проблемка. У нас начинает "сечь" выпускной коллектор, причем километр от километра все сильнее! Останавливаемся после СУ, смотрим — первичная труба коллектора отпала полностью по сварке рядом с фланцем! Что мы можем сделать? Только сильнее давить на газ.
На самом деле, причина поломки -, не просто усталость металла или качество сварки. Если вы помните, на предыдущей гонке rally Elektrenai я многократно атаковал колею так, что приемную трубу под днищем пришлось менять. Уверен, что трещина на самом коллекторе появилась еще там. Как всегда — урок на будущее.
     А мы едем тем временем неплохо, друзья, если бы не звук:) звучали мы в тот момент, как умирающая Субару Импреза с китайским глушителем рядом с разгоняющимся на полном дросселе мопедом системы "Рига". Представьте этот прекрасный унисон, потратьте секундочку. Каково?а?
     Время на СУ шестое в классе.

 

 

     SS-5 “Nordauto” едется тяжко. Из-за проблемы с коллектором мотор явно теряет в мощности, плюс — головой я понимаю, что всё это вряд ли положительно скажется на его (мотора) здоровьице. Без сложностей в моей памяти проезжаем этот короткий СУ с ужасным восьмым временем в классе. Думаю, такое время больше связано не с техникой, а с моим волнением по поводу прогрессирующей проблемы. Не хватает мне стальных нервов. Нервов, я сказал НЕ ХВАТАЕТ!)))))

     SS-6 “Mobil Super 1” Это оно. Оно самое, что заставляет полторы сотни экипажей собираться именно здесь в начале октября. Этот доп явно входит в какой-нибудь европейский (мировой?))) «золотой» или какой-либо другой драгоценный фонд раллийных дорог. Двадцать три километра исключительно логичной и понятной дороги вдоль морского побережья. Как сказал Андрей – этот СУ не проводился лишь однажды, когда находящийся рядом заповедник «победил» и раллистов туда не пустили. Но, надеюсь я, больше этого не повторится – это сокровище должно служить спортивному делу хоть раз в году, а не только можжевельнику. Проезжаем хорошо, на одном дыхании, правда возникло много правок стенограммы (этот СУ мы поедем ещё раз), которые вынудили Андрея пару раз «потеряться», но ничего страшного не было. Подметили одно опасное место, где неизвестные нам финны сокрушили свой чемодан Volvo 240. Чем зря тыкать клавиши – лучше посмотрите он-борд.
Да не на нашу езду смотрите – смотрите на дороги!)

 

 

     Сервис. Разживаемся сваркой, на несколько точек Макс с Сашей приваривают трубу коллектора, остальное приматываем ремкомплектом выпускной системы, купленным на заправке. Огонь!

     SS-7 “Cramo” единственный спецучасток второго дня ралли, когда мы ехали без проблем с выпуском. Сварочка и герметик нам в помощь. Но я совершил там пару ошибок, время в классе седьмое.

 

 

     SS-8 “Mobil Super 2” . Организаторы подарили нам возможность ещё раз прохватить по этим прекрасным дорогам, за что им великое спасибо. Если честно – я слегка опасался за покрытие, как никак, к нашему второму проезду по этой дороге прошло примерно примерно 230 боевых экипажей (ДВЕСТИ ТРИДЦАТЬ!) плюс пропись ( а в Эстонии можно писать три раза). Ну и как вы думаете, каково было покрытие? Правильно, ничего ему не сделалось. Три-четыре крутых поворота раскопали до состояния «Первый проход на Ростове Великом» и всё. Всё!) Вот такой там грунт. Мы ухудшили наше время на 5 секунд от первого прохода, наверное из-за того, что зацепили задней аркой (и потеряли её) драгоценный заповедный можжевельник и я переживал — как бы из-за такого ущерба экосистеме на следующий год этот доп не отменили. Переживал примерно 5 секунд, потом увидел финнов на Volvo в кустах того самого можжевельника и переживать перестал. Выпуск ещё к старту спецучастка отпал снова. После второго проезда по этой царь-дороге мне подумалось, что если бы моя бабушка жила на Сааремаа, то я бы часто ездил к ней на картоху. Даже зимой.

 

Уже без арки


     SS-9 “Tesman auto” оказался очень необычным для этой гонки в плане покрытия. Оно оказалось очень сыпучим. Вроде ехали неуверенно, результат – четвёртое место в классе. Отчасти это произошло из-за схода финнов, лидеров в Е9 братьев Ronnemaa на Тойоте. Они сошли после 8 СУ из-за прокола колеса, у них не было запаски! Мы видели, как они обреченно бродили после финиша вокруг ошмётка колеса. Я понимаю, что вес и всё для победы и всё такое. Но зачем так рисковать и не брать с собой запасное колесо, когда лидируешь с отрывом в пол-года? Кстати, на этой гонке очень много участников стартовали без запасок (видно было в ведомости маркировки шин). Это стратегия такая?

     SS-10 “Silveston 2” чуть не стоил нам всей гонки. Едем аккуратно очень – всё таки финальный доп гонки и меньше всего хочется начудить что-нибудь. Но начудили Жигули. В середине спецучастка начинает гаснуть всё электричество, соответственно и мотор. Как будто куда-то пропадает общий плюс. Схема такая метров 300 едем, потом всё тухнет – 20-30 метров виляем, всё появляется – мчим снова. Непонятная фигня. Еле-еле финишируем, провалились до 10 места в классе, на ладно, что хоть вообще доехали))

 

 

     Кое-как, стреляя из коллектора, разгоняясь по возможности, потом стухая, снова разгоняясь мы двинули в сторону подиума и торжественного финиша. Еле-еле дотянули! Перед подиумом по всей длинне улицы выстроились счастливые финишировавшие, мы вроде как, даже в том числе. Подкрались. Всё очень красиво и торжественно, вот только мне нельзя глушить машину, знаю что не заведётся) Все стоят тихо, слушают ведущего, зрителей и тут стоит наш Жигуль, даже на холостых оборотах орёт так, как выпивший три литра тёмного ИЖ-Юпитер 3.

 

 

     Кульминация, леди и джентльмены! Наша очередь въезжать на подиум ииии!.. Наш болид глохнет, так и не преодолев горку))))) Скатываемся назад под одобрительный рёв зрителей, выходим из машины, кланяемся, вроде как всё! Получаем почётные значки доехавших и тут ведущий праздника предлагает зрителям затолкать-таки злополучный Жигуль на подиум. Естественно, соглашаются несколько тысяч человек. И снова, море оваций)) Думаю, так публику тут давно никто не потешал.
     И вы думаете это – всё? Как бы ни так. Скатываясь под горку с подиума наша малышка завелась, чем просто положила зрителей))))) ОГОНЬ!

 

 

     До фактического финиша гонки добирались таким же трудным макаром и, естественно добрались очень довольные. Мы финишировали на этой прекрасной, но трудной гонке! Перед 10 СУ занимали 4 место в классе, из-за провального результата на десятом упали по итогу на шестое. Вообщем-то не сильно расстроились. Нам очень понравился высочайший, на мой неопытный взгляд, уровень конкуренции в Эстонии. Здесь реально трудно и оттого очень интересно.
P.S. Что случилось с Жигулями? Из клеммы выпал плюсовой провод стартера и периодически замыкал на окружающую действительность. Удивительная поломка. Всё будет проанализировано и устранено, не переживайте.

     Огромное спасибо всем, кто за нас переживал в этом сезоне, всем кто за нами следил и всем, кто эту дребедень читал.

     Величайшее спасибо моей семье за неоценимую поддержку и понимание
Огромное спасибо А.Р. Клещёву за высокопрофессиональный и самоотверженный штурманский и административный труд.
Максу Усатову и Саше Черепанову за мощнейшую техническую (а так же на кухне команды!) поддержку на гонках
Геннадию Палычу и Олегу за помощь в решении трудных вопросов с Жигулями
Каждому отдельно и всем вместе сотрудникам компании, где я тружусь, причастным к конструированию Жигуля
Всем фотографам и видеооператорам, в кадр фоторужий которых, мы умудрились попасть.

     Ну и наконец! «Движению-автомасла» и «Движению-Racing» за очень сильную и ясную поддержку в течение сезона 2015. Спасибо, ребяты! ОГОНЬ!

     Сезон 2015 объявляется для нас закрытым.

 

 

Автор: Клим Байков   Первоисточник статьи: https://www.drive2.ru/l/7932668/

 

 

 

 

 

Rally Saaremaa 2015. Жигули на острове.

Rally Elektrenai 2015. Итоги Литовского сезона.

300 Lakes Rally 2015: День Рождения дочки и ППР.

Как построить надёжные Жигули? Часть 2.

Как построить надёжные Жигули? Часть 1.

Rally Utena 2015: по старой схеме.

Московские Потешки, Rally Master Show - 2015