Здрасти всем!
Летний сезон стартует
для нашей команды вместе с
Михаилом Скрипниковым на ралли Талси, или как оно пафосно названа
организаторами, "Rally of Champions". Это уже 4-й этап Чемпионата Латвии
по ралли в этом году.
Михаил — сама
серьезность!
Очередные проведенные
в Калининграде тесты должны были расставить точки на "ё" в вопросах
выбора передаточных чисел КПП, а также производителя и типа покрышек. К
счастью в этот раз погодные условия и состояние трассы как нельзя лучше
способствовали предстоящей работе.
Я снова в раллийной
машине :)
Повестка дня была
насыщенная. Обо всем по порядку:
1). Вкатиться и
подготовить дорогу.
После нескольких
прохождений трасса приходит в состояние, когда времена будут более или
менее стабильны, потому что мелкие скользкие элементы (типа камешки) уже
разметены, но сама дорога еще не разбита. Стабильное пилотирование и
состояние трассы — самые важные факторы для объективного сравнения.
2). Попробовать
различные вариации шин.
Здесь мы выбираем
среди двух производителей. Традиционно это Michelin и Pirelli. Шины
сильно друг от друга отличаются и видимый глазу рисунок протектора здесь
играет важную, но далеко не единственную роль!
Michelin. Модель TZ
На поведение
автомобиля сильно влияют и геометрия рабочей плоскости, и тип корда, и
жесткость боковины, и масса колеса. Кроме
того, вариации жесткости состава резины у этих производителей тоже прямо
не соотносятся, а частично перекрывают рабочий диапазон друг друга. Ну а
чтобы окончательно себя и вас запутать, мы сравнивали еще и колеса
разных размеров: бОльшие в диаметре и более широкие покрышки уступают в
некоторых ситуациях, но лучше проявляют себя в других.
Pirelli. Модель К
Сейчас гравийные
Pirelli существенно дешевле Michelin. Но они имеют свои особенности.
Именно особенности, а не недостатки. Чтобы ехать на пирелли также быстро
или еще быстрее чем на мишлене, надо иметь больше опыта, чувства
автомобиля, лучше его настроить и угадать с составом. Тогда итальянские
шины не только не уступят французским, но и могут оказаться быстрее их.
3). Заменить КПП на
более "короткую" и на основе полученного опыта еще раз сравнить все типы
покрышек.
Поясню, что для Clio
R3 по сути передаточные числа валов КПП одинаковые во всех случаях, но
имеется 3 варианта главной пары (ГП).
Интересная и
подробная статья про секвентальную КПП здесь. Самую "длинную" ГП
(позволяющую развить самую большую максимальную скорость) мы вообще не
рассматриваем в ралли, а вот "средняя" и "короткая" вполне применимы.
Причем понять какая из них лучше в большинстве случаев да еще и в паре с
какими покрышками — вот что мы хотели узнать по итогам этого тестового
дня.
Казалось бы, что
сложного в выборе ГП?! Ну одна быстрее разгоняет машину, а другая
выигрывает на прямиках. Согласен, но только на асфальте. На гравии
пробуксовка может сохраняться до 3-й включительно, а иногда и до 4-й
передачи. Так что теперь мы сравниваем не только два тривиальных
понятия, но и эффективность реализации потенциала двигателя.
Согласитесь, выбор становится сложнее.
Не запутаться в
многообразии вариантов и понять что же действительно работает лучше
позволяет объективный контроль результатов.
Иногда для этого
используют просто секундомер, но время не дает понимания где и за счет
чего ты выигрываешь или проигрываешь. Особенно печально, когда результат
вообще почти не меняется, а на практике ты можешь выиграть секунду на
старте, но проиграть её в первом же повороте.
В гонке соотношение
количества поворотов и стартов меняется в сторону первых. Для того чтобы
получить объективные данные на каждом отрезке дистанции и сравнить их с
такими же показателями, но при других условиях (другие колеса, КПП и
т.п.), используется
система
телеметрии. Если вникнуть в эти унылые графики, то становится не так
уж скучно! Только так можно понять что действительно работает лучше. Всё
остальное — просто обманчивые ощущения.
Что же получилось в
результате.
Во-первых, охранники
близлежащей дачи губернатора сообщили о запрещенной охоте по близости
))) (из-за отстрелов при переключении передач).
Во-вторых, маленькие
колеса скрывают недостатки средней главной пары КПП, равно также как и
средняя ГП скрывает недостатки маленьких колес. Хороший, стабильный
выбор для тех, кто не ищет скорость в деталях. А ведь её там (скорости)
таится очень много! Короткая ГП придает автомобилю совершенно иную
динамику, но требует бОльшей уверенности и опыта от пилота. Кроме того,
на маленьких колесах становится крайне сложно разгоняться почти до 4-й
передачи включительно. Также большие колеса обеспечивают лучшее
сцепление с дорогой в поворотоах, но они также и более тяжелые, что
сказывается на скоростях за 150.
Телеметрия четко
показывает преимущества того или иного сочетания покрышек и ГП: что-то
лучше работает в быстрых поворотах, что-то в медленных, другое на
торможении, а третье на разгоне. Как всегда побеждает некая "золотая
середина", которую каждый выбирает сам в соответствии и трассой
соревнований, своими навыками, предпочтениям, интересами и
вероисповеданием. Но информации получено очень много и мы обязательно
ускоримся благодаря ей!
Автор:
Дмитрий Мячин
Первоисточник статьи:
https://www.drive2.ru/l/6564809/ |