Здрасти всем!
     Летний сезон стартует для нашей команды вместе с Михаилом Скрипниковым на ралли Талси, или как оно пафосно названа организаторами, "Rally of Champions". Это уже 4-й этап Чемпионата Латвии по ралли в этом году.

 

     Михаил — сама серьезность!
 

     Очередные проведенные в Калининграде тесты должны были расставить точки на "ё" в вопросах выбора передаточных чисел КПП, а также производителя и типа покрышек. К счастью в этот раз погодные условия и состояние трассы как нельзя лучше способствовали предстоящей работе.

 

     Я снова в раллийной машине :)
 

     Повестка дня была насыщенная. Обо всем по порядку:
     1). Вкатиться и подготовить дорогу.
     После нескольких прохождений трасса приходит в состояние, когда времена будут более или менее стабильны, потому что мелкие скользкие элементы (типа камешки) уже разметены, но сама дорога еще не разбита. Стабильное пилотирование и состояние трассы — самые важные факторы для объективного сравнения.

 

 

     2). Попробовать различные вариации шин.
     Здесь мы выбираем среди двух производителей. Традиционно это Michelin и Pirelli. Шины сильно друг от друга отличаются и видимый глазу рисунок протектора здесь играет важную, но далеко не единственную роль!

 

Michelin. Модель TZ


     На поведение автомобиля сильно влияют и геометрия рабочей плоскости, и тип корда, и жесткость боковины, и масса колеса.  Кроме того, вариации жесткости состава резины у этих производителей тоже прямо не соотносятся, а частично перекрывают рабочий диапазон друг друга. Ну а чтобы окончательно себя и вас запутать, мы сравнивали еще и колеса разных размеров: бОльшие в диаметре и более широкие покрышки уступают в некоторых ситуациях, но лучше проявляют себя в других.

 

Pirelli. Модель К


     Сейчас гравийные Pirelli существенно дешевле Michelin. Но они имеют свои особенности. Именно особенности, а не недостатки. Чтобы ехать на пирелли также быстро или еще быстрее чем на мишлене, надо иметь больше опыта, чувства автомобиля, лучше его настроить и угадать с составом. Тогда итальянские шины не только не уступят французским, но и могут оказаться быстрее их.
     3). Заменить КПП на более "короткую" и на основе полученного опыта еще раз сравнить все типы покрышек.

 

 

     Поясню, что для Clio R3 по сути передаточные числа валов КПП одинаковые во всех случаях, но имеется 3 варианта главной пары (ГП). Интересная и подробная статья про секвентальную КПП здесь. Самую "длинную" ГП (позволяющую развить самую большую максимальную скорость) мы вообще не рассматриваем в ралли, а вот "средняя" и "короткая" вполне применимы. Причем понять какая из них лучше в большинстве случаев да еще и в паре с какими покрышками — вот что мы хотели узнать по итогам этого тестового дня.

 

 

     Казалось бы, что сложного в выборе ГП?! Ну одна быстрее разгоняет машину, а другая выигрывает на прямиках. Согласен, но только на асфальте. На гравии пробуксовка может сохраняться до 3-й включительно, а иногда и до 4-й передачи. Так что теперь мы сравниваем не только два тривиальных понятия, но и эффективность реализации потенциала двигателя. Согласитесь, выбор становится сложнее.

 

 

     Не запутаться в многообразии вариантов и понять что же действительно работает лучше позволяет объективный контроль результатов.

 

 

     Иногда для этого используют просто секундомер, но время не дает понимания где и за счет чего ты выигрываешь или проигрываешь. Особенно печально, когда результат вообще почти не меняется, а на практике ты можешь выиграть секунду на старте, но проиграть её в первом же повороте.

 

 

     В гонке соотношение количества поворотов и стартов меняется в сторону первых. Для того чтобы получить объективные данные на каждом отрезке дистанции и сравнить их с такими же показателями, но при других условиях (другие колеса, КПП и т.п.), используется система телеметрии. Если вникнуть в эти унылые графики, то становится не так уж скучно! Только так можно понять что действительно работает лучше. Всё остальное — просто обманчивые ощущения.

 

 

     Что же получилось в результате.
     Во-первых, охранники близлежащей дачи губернатора сообщили о запрещенной охоте по близости ))) (из-за отстрелов при переключении передач).
     Во-вторых, маленькие колеса скрывают недостатки средней главной пары КПП, равно также как и средняя ГП скрывает недостатки маленьких колес. Хороший, стабильный выбор для тех, кто не ищет скорость в деталях. А ведь её там (скорости) таится очень много! Короткая ГП придает автомобилю совершенно иную динамику, но требует бОльшей уверенности и опыта от пилота. Кроме того, на маленьких колесах становится крайне сложно разгоняться почти до 4-й передачи включительно. Также большие колеса обеспечивают лучшее сцепление с дорогой в поворотоах, но они также и более тяжелые, что сказывается на скоростях за 150.

 

 

     Телеметрия четко показывает преимущества того или иного сочетания покрышек и ГП: что-то лучше работает в быстрых поворотах, что-то в медленных, другое на торможении, а третье на разгоне. Как всегда побеждает некая "золотая середина", которую каждый выбирает сам в соответствии и трассой соревнований, своими навыками, предпочтениям, интересами и вероисповеданием. Но информации получено очень много и мы обязательно ускоримся благодаря ей!

 

Автор: Дмитрий Мячин   Первоисточник статьи: https://www.drive2.ru/l/6564809/

 

 

 

 

 

Выбираем колёса со спец.эффектами.

Гоночный курорт, или "некогда нам отдыхать".

От первого лица - Rally Masters Show 2015.

Работа с телеметрией на тренировке.

Тренировка на гравии.

Урал без снега или 16 колес за гонку.